Авторская колонка
Максим Буев, Европейский университет в Санкт-Петербурге
Carpe Diem: время отведать «бесплатный сыр»
2013 год начался с хороших новостей — американские и европейские инвесторы ринулись в junk bonds, что является признаком восстановления аппетита к риску, и часто — начала bull-рынка. Дело, однако, не только в изменившемся аппетите к риску, но и в том, что именно сейчас покупка и хеджирование кредитных портфелей, портфелей высокорискованных корпоративных бондов и тому подобного оказываются наименее дороги с точки зрения открытия сбалансированных позиций и предоставляют инвесторам возможность с высокой вероятностью получить гарантированную прибыль.
Инструментарий
Интервью с Эдуардом Батановым, председателем Комитета финансов Санкт-Петербурга и Игорем Оленин, начальником управления финансовых активов и финансовых обязательств Комитет финансов Санкт-Петербурга
«Мы выжали из рынка все, что смогли»
В конце прошлого года на долговом рынке прошла сделка, которая разрушила устоявшиеся традиции. Санкт-Петербург разместил облигации на 7 млрд руб. под 7.94% годовых, что на 0.56% ниже верхней границы озвученного ориентира. Над выпуском работали пять организаторов, но ни один из них не имел доступа к книге заявок. В интервью журналу Cbonds Review председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, начальник управления финансовых активов и финансовых обязательств комитета Игорь Оленин рассказали о том, кто придумал схему биржевого букбилдинга и чем он лучше классического, зачем был нужен блеф, почему не стоит верить в миф о ликвидности и какой он — идеальный организатор.
Товарные рынки
Никита Князев, «ТКБ Капитал»
Хеджирование ценовых рисков: какой инструмент выбрать?
Показатели рентабельности операций российских экспортеров и предприятий горнодобывающей отрасли обладают высокой чувствительностью к товарным и валютным рискам, ввиду того что на экспорт идет товар с низкой добавленной стоимостью. В такой ситуации резкое изменение цен на биржевые товары может стать причиной пересмотра операционных планов компании и негативного изменения финансовых показателей вплоть до банкротства.
Уроки истории
Сергей Пахомов, д.э.н., профессор МАМИ
Вексель как «буревестник финансовой революции»
Жесткая позиция Католической церкви в отношении ростовщической деятельности и запрет на взимание процентов, введение ограничений средневековыми государствами на перемещение за границу монет и драгоценных металлов, дороговизна и опасность этого процесса вынудили активных участников экономического оборота искать способы законного обхода этих ограничений. Решение было найдено через создание и дальнейшее совершенствование сложной системы расчетов взаимными письменными долговыми обязательствами.
Книжная полка
Книга года-2012 по версии читателей Cbonds Review
Сергей Романчук, Михаил Автухов, Екатерина Трофимова и Дмитрий Безуский делятся впечатлениями о лучшей книге, которую они прочитали в прошлом году, и убедительно доказывают, почему эти произведения достойны занять свое место на вашей книжной полке.
Еврооблигации
Константин Лысенко, Cbonds
Год emerging markets
2012-й стал годом еврооблигаций emerging markets. За 12 месяцев заемщики на развивающихся рынках выпустили бумаги на рекордные $391.8 млрд. Вклад эмитентов из стран СНГ в общий объем заимствований составил $63.8 млрд. Это почти вдвое больше, чем в 2011 году. В 2013 году у рынка еврооблигаций есть все шансы улучшить и без того выдающиеся количественные показатели. Вероятно, на нем сохранятся и основные тенденции последних лет: доминирование квазисуверенных заемщиков, валютная диверсификация заимствований и особый интерес эмитентов к отдельным видам инструментов, таким как еврокоммерческие бумаги.
Синдицированные кредиты
Алексей Петров, Альфа-Банк
Рынок синдикаций: главные победы и разочарования
Главным разочарованием прошедшего года для большинства участников стало существенное сокращение количества сделок синдицированного кредитования для российских заемщиков, не оправдавшее надежды на сохранение посткризисного роста. Так, общее количество сделок сократилось с 58 в 2011 году до 37 в 2012 году. Рынок сжался и для корпоративного, и для финансового сектора. Удручающую годовую статистику спас четвертый квартал, в течение которого участники рынка проявляли высокую активность, закрыв 16 сделок общим объемом $24 млрд.


