От редакции
Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review
Как трудно быть счастливым
Последние пару месяцев я много думала о счастье. А началось все со встречи на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда в интервью нашему журналу исполнительный директор Дойче Банка в России Павел Теплухин сказал о том, что, будь он в Нобелевском комитете, непременно дал бы одноименную премию тому «счастливцу», который выведет «формулу счастья»...
Финансовый блог
Андрей Дикушин, специалист в области корпоративных финансов и международных слияний и поглощенный, основатель FinRobot.com
Пять лет спустя
Календарь событий пятилетней давности легко подсказывает тему для августовского номера: 6 сентября 2008 года начался мировой финансовый кризис. Выбор даты для такого масштабного сюжета по определению субъективен, но именно в этот день было объявлено о полномасштабной национализации ипотечных агентств США, что, в свою очередь, сделало процесс необратимым и предопределило судьбу меньших по размеру игроков типа Lehman Brothers или Merrill Lynch. Одному дали обанкротиться и ликвидироваться, а другого насильно толкнули под венец с Bank of America. Суть не меняется.
Инструментарий
Павел Ильичев, заместитель начальника департамента корпоративных финансов, ОАО «РЖД»
«У РЖД уникальный для российских компаний профиль с точки зрения срочности заимствований»
В интервью Cbonds Review заместитель начальника департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Павел Ильичев рассказывает о том, как РЖД пришли к реализации проекта выпуска самых длинных на российском рынке рублевых бондов, почему рынку не нужен закон об инфраструктурных облигациях, но необходимы конкретные решения по финансированию инвестпрограмм инфраструктурных компаний, сможет ли в России появиться рыночный инвестор с длинными деньгами и стоит ли надеяться на спрос иностранцев после допуска нерезидентов к торгам корпоративными облигациями через международные системы расчетов.
Инструментарий
Екатерина Солонина, Максим Хатунцев, группа управляющих компаний «РЕГИОН»
Долгосрочный инвестор: теория эволюции
Стабильность и процветание экономики страны не в последнюю очередь зависят от доступности внутренних долгосрочных стратегических инвестиций. Вопрос в том, есть ли сейчас в России длинные деньги в требуемом объеме, обеспечен ли спрос на них приемлемым предложением, и находят ли компромисс поставщики и потребители длинных финансовых ресурсов.
Инструментарий
Олег Тудвасов, Внешэкономбанк
Один в поле воин
В настоящее время в развитых странах основными поставщиками длинных денег в финансовый сектор выступают институциональные инвесторы (пенсионные, инвестиционные фонды, страховые компании). Они являются «естественными» долгосрочными инвесторами в связи с долгосрочной структурой своих пассивов. В 2002 году благодаря пенсионной реформе реальный источник долгосрочных ресурсов появился и в России. По оценкам Внешэкономбанка, текущий совокупный объем пенсионных средств (пенсионные накопления и резервы) в России — это свыше 3.3 трлн руб., из которых около половины приходится на негосударственные пенсионные фонды. В то же время пока этот объем составляет всего около 5% ВВП России.
Инструментарий
Алексей Скородумов, АКБ «Держава»
Новая жизнь по старым правилам
Часто обсуждение вопроса «как привлечь долгосрочное финансирование» скатывается в область фантазий — на тему «хорошо бы что-то изменить в правилах игры». Я не сторонник такого подхода. Всегда утверждал, что российское финансовое регулирование уже является лучшим в мире, беда только в том, что оно постоянно улучшается. Не успеваешь воспользоваться одним улучшением, как тянет подождать следующего: не ровен час очередное новое правило вступит в силу. Особенно это касается рынка облигаций, на котором на наших глазах происходят неотвратимые и грандиозные улучшения.
Уроки истории
Сергей Пахомов, доктор экономических наук
«Королевское слово» и госдолг: вещи несовместимые
Государственное долговое финансирование в Западной Европе на рубеже Средневековья и Нового времени формировалось под влиянием двух основных факторов — постоянное состояние войны «всех против всех» и потребность в экономическом развитии. Прогрессирующее экономическое развитие увеличивало государственные доходы, в то время как войны с использованием наемных армий вызывали постоянную и растущую потребность в финансировании военных расходов.


