Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Дмитрий ШАГАРДИН и Ольга ЛАПШИНА, банк «Санкт‑Петербург»
Цикл повышения ставок откладывается
Падение цен на commodities, довольно сильная волатильность на финансовых рынках в начале 2016 г. и очевидная слабость американской экономики в четвертом квартале 2015 г. стали причинами того, что по итогам январского заседания ФРС не пошел на дальнейшее ужесточение монетарной политики. Ни о каком цикле или серии повышения ставок пока говорить не приходится.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Андрей СУЧКОВ, начальник управления секьюритизации, «ВТБ Капитал»
Секьюритизация ипотечных кредитов в России: что дальше?
Динамика рынка ипотечных ценных бумаг, объем и количество сделок по секьюритизации в решающей степени зависят от заинтересованности банков-кредиторов в этом механизме привлечения фондирования, а значит от потребности банков в ресурсах для финансирования своих кредитных операций. Наиболее мрачные прогнозы по рынку кредитования физических лиц начала прошлого года, когда настроения определялись резкой девальвацией рубля в результате обвала нефтяных цен и повышением ключевой ставки ЦБ до 17%, не оправдались. Можно сказать, что рынок пошел по оптимистической траектории падения. Сегодня мы переживаем похожую ситуацию — правда, вопрос с ключевой ставкой остается открытым, но при общих негативных ожиданиях катастрофических настроений меньше. Похоже, субъекты рынка свыклись с общим мнением, что падение будет относительно плавным и затяжным, а выход из кризиса — не менее длительным.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Тенгиз КАЛАДЗЕ, руководитель отдела секьюритизации активов, директор управления структурных продуктов департамента глобальных рынков, Sberbank CIB
Ипотечная секьюритизация в России: поиск новой точки опоры
Р оссийский рынок ипотечной секьюритизации вступил в сложный период. С одной стороны, налицо явный прогресс в развитии внутренней инфраструктуры. С момента введения секторальных санкций в отношении государственных банков в августе 2014 г. российские юридические фирмы и управляющие компании отмечают значительное увеличение объемов бизнеса, расширяются возможности использования национальных рейтингов. В 2015 г. пенсионные фонды стали активнее использовать структурированные инструменты и ищут новые возможности для инвестирования в качественные долгосрочные бумаги. В конце 2015 г. был принят Федеральный закон № 461-ФЗ (действует с 10.01.2016), который упростил выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), распространив на них возможность регистрации программ облигаций, включения в документацию положений о limited recourse (ограниченном регрессе) и структурирования сделок с револьверным пулом активов.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Кирилл ГРИШАНОВ, управляющий директор подразделения «Ипотечные продукты и андеррайтинг», АО «АИЖК»
Новая роль АИЖК на российском рынке ИЦБ
В 2015 г. году с появлением Единого института развития в жилищной сфере начался новый важный этап в деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотечных ценных бумаг (ИЦБ). Секьюритизация ипотеки пока не стала широко распространенным эффективным механизмом рефинансирования, так как предложенный на рынке формат ИЦБ неинтересен широкому кругу инвесторов из-за своей ограниченной ликвидности, сложности анализа и отсутствия регуляторных преимуществ. Долгий и затратный процесс выпуска ИЦБ по существующему механизму секьюритизации неудобен и для первичных кредиторов по ипотеке (оригинаторов). Многие выпуски ипотечных ценных бумаг носят технический характер, в дальнейшем эти облигации используются в качестве залога при операциях РЕПО с Банком России. Эффективность старых форм секьюритизации резко снизилась в 2016 г., когда Центральный банк ввел нормы соглашения Basel III в российское банковское регулирование.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Олег УШАКОВ и Владимир ГОГЛАЧЕВ, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Банкротство оригинатора в сделках секьюритизации
В рыночной практике возникают случаи, когда в отношении оригинатора в секьюритизационной сделке применяется процедура банкротства. Мы проанализировали некоторые юридические аспекты данной ситуации и то, каким образом указанные обстоятельства могут повлиять на жизнь сделки и ее основных участников.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Олег ИВАНОВ, вице-президент Ассоциации региональных банков России, председатель Комитета по секьюритизации, доцент кафедры банковского права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Совершенствование пруденциальных требований к секьюритизации: Россия и Базель
Решения, касающиеся пруденциального регулирования сделок секьюритизации, которые Банк России принял в ноябре-декабре 2015 г., окажут на рынок значительное негативное влияние. Остается надеяться, что ближайшие годы станут периодом исправления сделанных ошибок. Этот процесс запущен не только в России, но и на международных рынках. Другое дело, что у нас он имеет не обдуманный, а спонтанный характер. Пруденциальное регулирование секьюритизации — вызов ближайших лет.


