Содержание
Тенгиз Каладзе, ЗАО «Сбербанк CIB»
Вступительное слово
Один из возможных путей развития секьюритизации в России предполагает наличие государственной поддержки, в частности предоставление ликвидности и ослабление регуляторного давления, а также новые инициативы АИЖК и продолжение фондирования банков в ЦБ под залог ипотечных облигаций. Альтернатива этому пути — дальнейшее сужение объемов рынка. Участники рынка надеются на благоприятное развитие ситуации. Инструмент секьюритизации может стать стимулом для развития кредитования физических лиц, в первую очередь ипотечного, что будет стимулировать строительство, промышленность и экономику в целом. В настоящее время уже созданы многие механизмы и институты рынка секьюритизации, становятся привычными сделки ипотечной секьюритизации, состоялись первые сделки с неипотечными активами. У рынка секьюритизации в России, безусловно, есть огромный потенциал, который рано или поздно будет реализован.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Дмитрий ШАГАРДИН и Ольга ЛАПШИНА, банк «Санкт‑Петербург»
Цикл повышения ставок откладывается
Падение цен на commodities, довольно сильная волатильность на финансовых рынках в начале 2016 г. и очевидная слабость американской экономики в четвертом квартале 2015 г. стали причинами того, что по итогам январского заседания ФРС не пошел на дальнейшее ужесточение монетарной политики. Ни о каком цикле или серии повышения ставок пока говорить не приходится.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Станислав НАСТАСЬИН, вице-президент, старший аналитик, Moody’s
Российские ИЦБ: ухудшение показателей кредитного качества портфелей в 2016 г.
П осле фазы стремительного роста в 2012–2014 гг. объем выпуска ипотечных ценных бумаг значительно сократился в 2015 г. По сравнению с рекордным 2014 г., когда агентство присвоило рейтинги 14 выпускам российских ценных бумаг, обеспеченных жилищной ипотекой (ИЦБ), в 2015 г. рейтинг Moody’s получили только две сделки с ИЦБ. Ослабление российской экономики из-за падения цен на энергоносители и санкций, введенных ЕС и США, привело к росту неплатежей по ипотечным кредитам в секьюритизированных портфелях, несмотря на некоторые признаки стабилизации показателей кредитных портфелей, отмечавшиеся в начале 2015 г. Если дальнейшее снижение цен на нефть продолжит давить на экономику страны, доля просроченных кредитов начнет расти ускоренными темпами. Падение реальных доходов заемщиков и рост безработицы неминуемо приведут к ухудшению способности заемщиков обслуживать долги по кредитам. В наибольшей степени пострадают сделки, в которых были секьюритизированы кредиты более слабых оригинаторов с точки зрения качества процессов андеррайтинга и сервисного обслуживания ипотечных кредитов. В результате различия в качестве кредитных портфелей станут более очевидными. Хотя наблюдаемые уровни дефолтов и прогнозы по уровню будущих убытков для большинства транзакций все еще находятся в рамках наших текущих допущений по ожидаемым убыткам, значительное ухудшение показателей в сделках более слабых оригинаторов может заставить нас пересмотреть исходные модельные допущения.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Игорь ЗЕЛЕЗЕЦКИЙ, вице-президент — старший аналитик группы структурированного кредитования, Moody’s Investors Service
Секьюритизация кредитов P2B для малого и среднего бизнеса: европейский опыт
В Европе быстрыми темпами растет кредитование малых и средних предприятий (МСП) по схеме peertobusiness (P2B). По данным британской Ассоциации P2P-финансирования (PeertoPeer Finance Association), на данный момент британские компании получили в рамках кредитования P2B 1.4 млрд фунтов стерлингов. В условиях роста объемов этого рынка секьюритизация может стать важным инструментом фондирования для P2B-кредитования МСП.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Татьяна ПИХНОВСКАЯ, старший менеджер группы по оказанию консультационных услуг в области законодательного регулирования финансовых организаций в России, PwC
Основные изменения положений законодательных и нормативных актов, применимых к сделкам секьюритизации
В течение четвертого квартала 2015 г. и января 2016 г. вступили в силу несколько документов, регламентирующих функционирование рынка секьюритизации в России. Мы провели краткий анализ основных положений новых законодательных и нормативных актов, применимых к сделкам секьюритизации, а также их потенциального влияния на деятельность участников рынка секьюритизации.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Ирина БЫХОВСКАЯ и Ольга БЫЧИНА, EY
Законодательство по деофшоризации и рынок секьюритизации
В банковском секторе секьюритизация является одним из источников финансирования и повышения ликвидности. Сегодня сделки секьюритизации могут заключаться в рамках российской правовой системы. При этом большую популярность среди участников рынка в разные годы имели сделки международной секьюритизации, которые совершались по иностранному праву. В нашей статье мы остановились на основных аспектах деофшоризационного законодательства применительно к структурам международной секьюритизации. Деофшоризационное законодательство в значительной степени изменило российскую налоговую систему и привнесло в нее такие понятия, как фактический получатель дохода и контролируемая иностранная компания (КИК), а также концепцию налогового резидентства в РФ.


