Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды

Виктор КИСЕЛЕВ, директор департамента структурного финансирования, АО «МСП Банк»
Вступительное слово
Основной тенденцией на рынке секьюритизации в 2015 г. стало переключение внимания участников рынка на вопросы регулирования. Впервые после кризиса 2008 г., когда были введены новые регулятивные требования к секьюритизации, вопросам регулирования этого рынка, особенно в Европе, уделялось такое внимание, причем на всех уровнях: центральных банков, участников рынка, профессиональных ассоциаций. Это связано с тем, что несмотря на успехи и рост в отдельных сегментах и в отдельных регионах, например в сегменте секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу в Южной Европе, в 2015 г. послекризисный тренд на ежегодное снижение объемов выпусков в Европе переломить не удалось.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды

Андрей ЛИТВИНЦЕВ, генеральный директор, Fieldstone Capital
США — мировой законодатель моды на секьюритизацию
Для всех типов американских секьюритизированных бумаг 2015 г. характеризовался понижением торговой активности на вторичном рынке и небольшим снижением объемов первичных сделок. Начавшееся с весны расширение спредов коснулось буквально всех секторов рынка. Исключением стали секьюритизации студенческих займов, попавшие под отрицательный прогноз Moody’s и Fitch — их уровни обвалились существенней, чем в большинстве других секторов. Значительное расширение спреда и падение ликвидности наблюдалось и во вторичной торговле CLO2, особенно на BB-уровне, что привело к рекордным спредам BBB- и BB-бумаг. Темпы досрочных погашений во всех ипотечных секторах были достаточно высокими. Их поддерживали положительная ценовая динамика рынка недвижимости, низкие ставки рефинансирования и уверенность в том, что Комитет по открытым рынкам Федерального резерва начнет в скором времени поднимать ставку по федеральным фондам, что неизбежно приведет и к повышению ставок рефинансирования.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов

Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов

Владимир ДРАГУНОВ и Сергей САМОХВАЛОВ, «Бейкер и Макензи»
Первые уроки секьюритизации по новому закону: лизинг, факторинг, кредиты МСП
Российский рынок секьюритизации до сих пор принято считать совсем молодым, несмотря на более чем десятилетнюю историю его существования и десятки реализованных сделок. Изменения, произошедшие на нем за последние полтора-два года и связанные с принятием нового закона о секьюритизации, можно по масштабности сравнить с изменениями на российском рынке облигаций, который получил новый толчок для развития с появлением таких институтов, как программа облигаций, собрание владельцев облигаций, представитель владельцев облигаций (трасти) и прочие. Благодаря целому ряду изменений и первым реализованным сделкам в рамках нового закона можно говорить о новой эре в развитии рынка секьюритизации в России.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов

Виктор КИСЕЛЕВ (МСП Банк) и Дэн СТАДНИК (Finacity Corporation)
Секьюритизация дебиторской задолженности: практические особенности и мировая практика
Дебиторская задолженность значи- тельно уступает другим активам по объемам и количеству реализован- ных сделок секьюритизации не только в России, но и на более развитых финансовых рынках. В то же время, объем дебиторской задолженности как базового актива для се- кьюритизации весьма значителен, а в более широкой трактовке, при объединении в один класс с факторинговыми требования- ми и требованиями по различным инстру- ментам торгового финансирования, деби- торская задолженность представляет собой самый распространенный актив на балансе компаний.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации

Полина БУГАКОВА, ведущий эксперт, Банк России
Ключевые вопросы регулирования рынка залоговых облигаций
З а время существования секьюритизации в России участники российского рынка получили опыт реализации сделок с различными видами активов: авто- кредитами, потребительскими кредитами, платежами по кредитным картам. Широкое распространение получили сделки секьюритизации с ипотечными кредитами. Из-за пробелов в российском нормативном правовом регулировании сделки неипотечной секьюритизации, как правило, осуществлялись по иностранному праву путем учреждения специальной компании за рубежом. Стало очевидно, что для создания возможности секьюритизации более широкого круга активов по российскому праву необходимо внести изменения в законодательные и нормативные акты.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации

Олег ИВАНОВ, вице-президент Ассоциации региональных банков России, председатель Комитета по секьюритизации, доцент кафедры банковского права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Совершенствование пруденциальных требований к секьюритизации: Россия и Базель
Решения, касающиеся пруденциального регулирования сделок секьюритизации, которые Банк России принял в ноябре-декабре 2015 г., окажут на рынок значительное негативное влияние. Остается надеяться, что ближайшие годы станут периодом исправления сделанных ошибок. Этот процесс запущен не только в России, но и на международных рынках. Другое дело, что у нас он имеет не обдуманный, а спонтанный характер. Пруденциальное регулирование секьюритизации — вызов ближайших лет.