Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Андрей ЛИТВИНЦЕВ, генеральный директор, Fieldstone Capital
США — мировой законодатель моды на секьюритизацию
Для всех типов американских секьюритизированных бумаг 2015 г. характеризовался понижением торговой активности на вторичном рынке и небольшим снижением объемов первичных сделок. Начавшееся с весны расширение спредов коснулось буквально всех секторов рынка. Исключением стали секьюритизации студенческих займов, попавшие под отрицательный прогноз Moody’s и Fitch — их уровни обвалились существенней, чем в большинстве других секторов. Значительное расширение спреда и падение ликвидности наблюдалось и во вторичной торговле CLO2, особенно на BB-уровне, что привело к рекордным спредам BBB- и BB-бумаг. Темпы досрочных погашений во всех ипотечных секторах были достаточно высокими. Их поддерживали положительная ценовая динамика рынка недвижимости, низкие ставки рефинансирования и уверенность в том, что Комитет по открытым рынкам Федерального резерва начнет в скором времени поднимать ставку по федеральным фондам, что неизбежно приведет и к повышению ставок рефинансирования.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Кирилл ГРИШАНОВ, управляющий директор подразделения «Ипотечные продукты и андеррайтинг», АО «АИЖК»
Новая роль АИЖК на российском рынке ИЦБ
В 2015 г. году с появлением Единого института развития в жилищной сфере начался новый важный этап в деятельности Агентства по ипотечному жилищному кредитованию на рынке ипотечных ценных бумаг (ИЦБ). Секьюритизация ипотеки пока не стала широко распространенным эффективным механизмом рефинансирования, так как предложенный на рынке формат ИЦБ неинтересен широкому кругу инвесторов из-за своей ограниченной ликвидности, сложности анализа и отсутствия регуляторных преимуществ. Долгий и затратный процесс выпуска ИЦБ по существующему механизму секьюритизации неудобен и для первичных кредиторов по ипотеке (оригинаторов). Многие выпуски ипотечных ценных бумаг носят технический характер, в дальнейшем эти облигации используются в качестве залога при операциях РЕПО с Банком России. Эффективность старых форм секьюритизации резко снизилась в 2016 г., когда Центральный банк ввел нормы соглашения Basel III в российское банковское регулирование.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Раис МУХАМЕТОВ и Артем ИСКАНДАРОВ, Райффайзенбанк
Warehouse как источник фондирования сделок секьюритизации
Warehouse, или финансирование ипотечного агента либо специализированного финансового общества (SPV) — хорошо известный, но мало используемый инструмент в российских сделках секьюритизации. До недавнего времени подобный инструмент был доступен банкам-участникам программ АИЖК в форме промежуточного финансирования для целей накопления портфелей. Хотя продукт имел ряд отличий от структуры warehouse, практика показала, что накопительные системы весьма востребованы рынком.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Игорь ЗЕЛЕЗЕЦКИЙ, вице-президент — старший аналитик группы структурированного кредитования, Moody’s Investors Service
Секьюритизация кредитов P2B для малого и среднего бизнеса: европейский опыт
В Европе быстрыми темпами растет кредитование малых и средних предприятий (МСП) по схеме peertobusiness (P2B). По данным британской Ассоциации P2P-финансирования (PeertoPeer Finance Association), на данный момент британские компании получили в рамках кредитования P2B 1.4 млрд фунтов стерлингов. В условиях роста объемов этого рынка секьюритизация может стать важным инструментом фондирования для P2B-кредитования МСП.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Полина БУГАКОВА, ведущий эксперт, Банк России
Ключевые вопросы регулирования рынка залоговых облигаций
З а время существования секьюритизации в России участники российского рынка получили опыт реализации сделок с различными видами активов: авто- кредитами, потребительскими кредитами, платежами по кредитным картам. Широкое распространение получили сделки секьюритизации с ипотечными кредитами. Из-за пробелов в российском нормативном правовом регулировании сделки неипотечной секьюритизации, как правило, осуществлялись по иностранному праву путем учреждения специальной компании за рубежом. Стало очевидно, что для создания возможности секьюритизации более широкого круга активов по российскому праву необходимо внести изменения в законодательные и нормативные акты.
Инфраструктура рынка секьюритизации
Елена КИНДЕЕВА, директор по правовым вопросам, ООО «Спецдепозитарий Сбербанка»
Ипотечное покрытие: проблемы правоприменения
В 2015 г. Банк России опубликовал план развития финансового рынка России на ближайшие три года. Для усиления роли рынка капитала в финансовой системе регулятор предполагает не только совершенствовать институт секьюритизации и создать единые стандарты для него, но и улучшить инфраструктуру управления обеспечением.


