Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Виктор КИСЕЛЕВ, директор департамента структурного финансирования, АО «МСП Банк»
Вступительное слово
Основной тенденцией на рынке секьюритизации в 2015 г. стало переключение внимания участников рынка на вопросы регулирования. Впервые после кризиса 2008 г., когда были введены новые регулятивные требования к секьюритизации, вопросам регулирования этого рынка, особенно в Европе, уделялось такое внимание, причем на всех уровнях: центральных банков, участников рынка, профессиональных ассоциаций. Это связано с тем, что несмотря на успехи и рост в отдельных сегментах и в отдельных регионах, например в сегменте секьюритизации кредитов малому и среднему бизнесу в Южной Европе, в 2015 г. послекризисный тренд на ежегодное снижение объемов выпусков в Европе переломить не удалось.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Тим ЛАССЕН, директор по международно- правовым вопросам, ООО «ПФП-группа»
Европейский рынок секьюритизации: тенденции регулирования
Объем новых выпусков структурированных продуктов в Европе в 2015 г. превысил 200 млрд евро. Основной объем сделок, как и ожидалось, пришелся на сектор RMBS. При этом в 2015 г. регулятор продолжил поддерживать рынок секьюритизации через программу выкупа ценных бумаг. Ключевым вопросом для европейского рынка секьюритизации на ближайшие годы станет совершенствование регулирования секьюритизационных сделок. Именно с новым порядком регулирования секьюритизации связывают участники рынка шансы на его дальнейшее развитие.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Андрей СУЧКОВ, начальник управления секьюритизации, «ВТБ Капитал»
Вступительное слово
Катастрофы на рынке ипотечного кредитования в 2015 г. не произошло. Объем ипотечного портфеля даже увеличился, хотя выдача упала достаточно сильно — примерно на 40% к предыдущему году. В условиях ускоренного роста депозитной базы вопрос фондирования не стоял остро, и на фоне высокой волатильности финансовых рынков даже наиболее стойкие приверженцы секьюритизации из числа ипотечных кредиторов не проявляли особой активности. В результате выпуск ипотечных ценных бумаг сократился в 2.5 раза, а их доля в общем объеме фондирования выдачи ипотечных кредитов упала с 14% в 2014 г. до 7% в 2015 г.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Станислав ДАМБРАУСКАС, вице-президент департамента глобальных рынков, Sberbank CIB
Вопросы реструктуризации ипотечных активов залогового обеспечения по облигациям
Глобальные экономические потрясения последних лет не могли не отразиться на платежеспособности населения применительно к кредитам. Ипотечный кредит выдается на длительный срок, а размер платежа составляет существенную часть доходов семьи. Как минимум один спад в экономике с учетом семилетнего цикла с высокой степенью вероятности коснется каждого ипотечного кредита. Кредиторам и заемщикам придется решать вопросы реструктуризации долга. Развитие программ досудебной реструктуризации долга стало стандартным решением для многих российских и мировых банков. До недавнего времени секьюритизация ипотеки по российскому праву создавала непреодолимые препятствия для общепринятой практики реструктуризации долга и изменения условий кредитования в досудебном порядке. Такие ограничения были связаны не только с законодательством, но и с требованиями рейтинговых агентств, поручителей по облигациям. Основной причиной столь консервативного подхода является защита интересов владельцев облигаций в части получения заявленного дохода и номинала по бумагам. Мы исследовали практические аспекты реструктуризации кредитных обязательств в выпусках облигаций ряда стран – лидеров в области секьюритизации
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Олег УШАКОВ и Владимир ГОГЛАЧЕВ, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Банкротство оригинатора в сделках секьюритизации
В рыночной практике возникают случаи, когда в отношении оригинатора в секьюритизационной сделке применяется процедура банкротства. Мы проанализировали некоторые юридические аспекты данной ситуации и то, каким образом указанные обстоятельства могут повлиять на жизнь сделки и ее основных участников.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Ирина БЫХОВСКАЯ и Ольга БЫЧИНА, EY
Законодательство по деофшоризации и рынок секьюритизации
В банковском секторе секьюритизация является одним из источников финансирования и повышения ликвидности. Сегодня сделки секьюритизации могут заключаться в рамках российской правовой системы. При этом большую популярность среди участников рынка в разные годы имели сделки международной секьюритизации, которые совершались по иностранному праву. В нашей статье мы остановились на основных аспектах деофшоризационного законодательства применительно к структурам международной секьюритизации. Деофшоризационное законодательство в значительной степени изменило российскую налоговую систему и привнесло в нее такие понятия, как фактический получатель дохода и контролируемая иностранная компания (КИК), а также концепцию налогового резидентства в РФ.


