Содержание
Павел Васильев, АО «Сбербанк КИБ»
Вступительное слово
Вопреки ожиданиям участников рынка, 2017 г. не сформировал каких-либо явных тенденций развития российского рынка секьюритизационных сделок. Их количество не выросло по сравнению с предыдущим годом, при этом на рынке так и не появилось определенной идеи в отношении типа секьюритизируемых активов и формы сделок. Продолжилась успешная реализация сделок секьюритизации ипотечных активов с использованием программы «Фабрики ИЦБ» АИЖК. Однако в большинстве случаев выпуск полностью выкупался самим оригинатором, и на рынок облигации пока не выводились.
Секьюритизация в России: дискуссия участников рынка
Круглый стол оригинаторов сделок
«Основная проблема — отсутствие стабильности в регулировании»
Крупнейшие оригинаторы сделок на российском рынке секьюритизации обсудили в рамках круглого стола, каковы ключевые факторы роста рынка рефинансирования ипотечных кредитов, какие драйверы позволят секьюритизации активнее развиваться в 2018 году, в чем заключаются основные плюсы и минусы классических и «фабричных сделок», как можно решить проблему узкого круга инвесторов и сделать регулирование рынка более предсказуемым.
Мировой опыт секьюритизационных сделок
Станислав Дамбраускас, АО «Сбербанк КИБ»
Развитие вторичного рынка обеспеченных облигаций, меры стимулирования и регуляторные ограничения
Для российской секьюритизации характерно отсутствие сделок на вторичном рынке. Низкая ликвидность бумаг не позволяет многим потенциальным инвесторам рассчитать рыночную стоимость, оценить риски снижения цены при их продаже и принять решение о приобретении таких бумаг. Неопределенность ценообразования и спроса на облигации создают сложности для оригинаторов в процессе принятия решения о секьюритизации активов.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Сергей Кадук, Совкомбанк
Вступительное слово партнера рубрики
В 2017 году мы видели всего две неипотечные секьюритизации в России. Первая — сделка СФО «Локо-Финанс», где облигации были обеспечены залогом денежных требований к ОАО «РЖД» по оплате услуг «ТМХ-Сервис». Второй сделкой неипотечной секьюритизации в 2017 году стал выпуск СФО «Социальная инфраструктура — 1», обеспеченный залогом в виде права денежного требования по проектам государственно-частного партнерства, а именно, по проектам строительства и эксплуатации детских садов в Томской области и в Санкт-Петербурге. Возникает резонный вопрос: почему возможности секьюритизации в российском праве, предоставленные ФЗ-379 от 21.12.2013 г., так мало на деле использовались рынком?
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Олег Иванов, Внешэкономбанк
Фабрика проектного финансирования — сложный синтез секьюритизации и банковского инструментария
Фабрика проектного финансирования, запускаемая Минэкономразвития на базе Внешэкономбанка, объединяет сразу несколько современных финансовых инструментов — проектное финансирование, синдицированное кредитование, деривативы на процентные ставки и секьюритизацию. В эти сложно структурированные договорные отношения тонко интегрированы механизмы поддержки — государственная гарантия и бюджетная субсидия.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Михаил Антоников, Газпромбанк, Илья Барейша, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Инфраструктурные облигации «ГПБ Аэрофинанс»: уникальные характеристики сделки
30 марта 2017 года на Московской бирже завершилось размещение первого на российском рынке выпуска проектных облигаций, обеспеченных залогом прав требования по договору займа. Заем, в свою очередь, обеспечен гарантией Швейцарского государственного экспортного агентства (SERV).
Правовые вопросы в сделках секьюритизации. Регулирование рынка
Илья Барейша, Олег Ушаков, Владимир Гоглачев, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Как новое положение ЦБ о порядке расчета кредитного риска может повлиять на структуру сделок секьюритизации
В конце 2017 г. Банк России опубликовал проект положения «О порядке расчета банками величины кредитного риска по сделкам секьюритизации» (далее — Положение). Документ изменяет подход к порядку расчета кредитного риска для участников сделок секьюритизации — кредитных организаций и во многом повторяет механизмы, закрепленные в Basel III Document Revisions to the securitization framework. По нашему мнению, принятие Положения станет важным этапом в последовательной политике регулятора по введению правил Базеля и показывает своевременную реакцию Банка России на вопросы, актуальные для рынка секьюритизации.


