Инфографика
Мнение
Виктор ЮЗЕФОВИЧ, управляющий партнер, «Юзефович и партнеры»
Десять лет спустя, или Успел ли российский рынок облигаций подготовиться к новому кризису
2020 год обещает быть тяжелым как для эмитентов облигаций, так и для инвесторов — держателей облигаций. Платить эмитентам в большинстве случаев будет нечем. Судя по всему, российский долговой рынок ждет ситуация, очень похожая на то, что уже происходило в 2009–2010 годах, а возможно, и хуже. Массовые, практически ежедневные дефолты по выплате купонных доходов и выкупу облигаций — это то, к чему участникам рынка надо готовиться уже сейчас.
Тема номера
Станислав БРОДСКИЙ, заместитель генерального директора, УК «ВЕЛЕС Менеджмент»
Паевой инвестиционный фонд как семейный и наследственный траст
Паевые инвестиционные фонды — хорошо известный финансовый инструмент. Однако то, что они могут использоваться в качестве российского аналога семейных и наследственных трастов, а также в качестве альтернативы другим механизмам наследования, уже не так очевидно. В каких случаях над этим стоило бы задуматься и насколько это сложно осуществить на практике?
Пульс рынка
Степан ЕРМОЛКИН, начальник управления рынков долгового капитала, Московский кредитный банк
Рынок выработал иммунитет к пандемии
Текущий год начался весьма позитивно для локального и международных рынков капитала; российские эмитенты успешно провели ряд сделок по размещению как рублевых облигаций, так и евробондов. Однако уже в начале марта стало очевидно, что мы столкнулись с ситуацией, принципиально отличающейся от всех предыдущих кризисов. Давление возникло сразу с двух сторон. Во-первых, резкое замедление всех ключевых экономик в связи с мировой эпидемией коронавируса. Во-вторых, небывалое в новейшей истории падение цен на нефть (более чем на 30% за день) и, как следствие, обвал рынка акций, ослабление курса рубля и рост процентных ставок.
Пульс рынка
Александр ЕРМАК, главный аналитик долговых рынков, БК «РЕГИОН», Юлия ГАПОН, аналитик долговых рынков, БК «РЕГИОН»
Рынок ОФЗ: основные факторы падения и роста
Рынок ОФЗ продемонстрировал относительно высокую устойчивость в ходе кризисной встряски весны 2020 года и способность быстрого восстановления. Ситуацию на государственном долговом рынке определяли внешние негативные новости, связанные с быстрым распространением коронавируса, паническими настроениями на мировых рынках и разрывом сделки ОПЕК+, которая обрушила цены на нефть и усилила давление на рубль. В конце второй декады марта рынок достиг максимальных уровней доходности, однако уже к концу апреля «отыграл» большую часть падения. Уже в начале мая рынок ОФЗ вернулся на уровень минимальных доходностей, который был зафиксирован в середине февраля.
Инструментарий
Василиса БАРАНОВА, аналитик, АКРА, Дмитрий КУЛИКОВ, аналитик, АКРА
Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с прошлыми кризисами
Началу самых масштабных кризисов XXI века — как финансовых, так и экономических — предшествовали или проблемы на финансовых рынках (глобальный финансовый кризис), или другие структурные проблемы в экономике (европейский долговой кризис). В этом отношении кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, можно назвать беспрецедентным. В то же время влияние текущей ситуации на мировой финансовый рынок частично схоже с тем, которое мы наблюдали в 2007–2009 годах.
Юридическая практика
Михаил МАЛИНОВСКИЙ, партнер, LECAP, Анна ГОРЕЛОВА, юрист, LECAP
COVID-19: непреодолимая сила или триггер для дефолта
Такое непредвиденное событие, как эпидемия коронавируса, ставит вопрос: кто в итоге примет на себя его последствия? Предприниматели, финансовые организации, вкладчики, которые профинансировали такие организации, или все общество? Последствия в любом случае не могут быть распределены равномерно, кто-то пострадает больше, кто-то меньше. Распределению негативных последствий среди всего общества способствуют вводимые органами государственной власти меры (программы выкупа активов, снижение социальных взносов, отсрочки по уплате налогов). Однако распределение рисков и последствий их реализации между бизнесом, финансовыми организациями и их вкладчиками в значительной степени определяется гражданским правом.
