Содержание
Борис Федоров, главный редактор Cbonds Review
Читайте в номере
ОПЫТ И ПОНИМАНИЕ
Почти 10 лет назад — осенью 2010 года — бывший тогда главой
Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке провозгласил
наступление эпохи «необычайной неопределенности»,
или unusual uncertainty, как он тогда выразился. С позиций сегодняшнего
дня та самая бернанковская «необычайная неопределенность
» выглядит какой-то уж совсем несерьезной, в чем-то даже
«ламповой». Так это обычно и происходит: окружающая действительность,
пугающая и давящая здесь и сейчас, рано или поздно
превращается в «старые добрые времена». Между тем «необычайная
неопределенность» по-прежнему с нами и, более того, берет
все новые вершины по уровню «необычайности».
...
Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Хроники судного месяца
7 апреля 2020 года. Число выявленных зараженных: 1 427 071. Пост в Facebook: «Мир находится на пороге грандиозной монетизации, невероятной — по объемам — даже на фоне десятых годов эмиссии. Это несложно. Огромные дефициты бюджета у тех, у кого они были и так велики и у кого и так разрастался немалый госдолг, — это вопрос на 100% решенный. В радиопередаче «Особое мнение» на «Эхе Москвы» был задан резонный вопрос: «Кто покупал Treasuries? Помимо внутренних инвесторов, где резко выросла роль ФРС, еще и те, кто имел профицит торговли с долларовым миром: прежде всего ЮВА и нефтяные экспортеры. Сколько долговых бумаг они купят теперь? У них-то теперь несколько иные проблемы, нежели пристройство избыточной долларовой ликвидности».
Пульс рынка
Степан ЕРМОЛКИН, начальник управления рынков долгового капитала, Московский кредитный банк
Рынок выработал иммунитет к пандемии
Текущий год начался весьма позитивно для локального и международных рынков капитала; российские эмитенты успешно провели ряд сделок по размещению как рублевых облигаций, так и евробондов. Однако уже в начале марта стало очевидно, что мы столкнулись с ситуацией, принципиально отличающейся от всех предыдущих кризисов. Давление возникло сразу с двух сторон. Во-первых, резкое замедление всех ключевых экономик в связи с мировой эпидемией коронавируса. Во-вторых, небывалое в новейшей истории падение цен на нефть (более чем на 30% за день) и, как следствие, обвал рынка акций, ослабление курса рубля и рост процентных ставок.
Инструментарий
Василиса БАРАНОВА, аналитик, АКРА, Дмитрий КУЛИКОВ, аналитик, АКРА
Индекс финансового стресса ACRA FSI: сходства и различия текущей ситуации с прошлыми кризисами
Началу самых масштабных кризисов XXI века — как финансовых, так и экономических — предшествовали или проблемы на финансовых рынках (глобальный финансовый кризис), или другие структурные проблемы в экономике (европейский долговой кризис). В этом отношении кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, можно назвать беспрецедентным. В то же время влияние текущей ситуации на мировой финансовый рынок частично схоже с тем, которое мы наблюдали в 2007–2009 годах.
Юридическая практика
Михаил МАЛИНОВСКИЙ, партнер, LECAP, Анна ГОРЕЛОВА, юрист, LECAP
COVID-19: непреодолимая сила или триггер для дефолта
Такое непредвиденное событие, как эпидемия коронавируса, ставит вопрос: кто в итоге примет на себя его последствия? Предприниматели, финансовые организации, вкладчики, которые профинансировали такие организации, или все общество? Последствия в любом случае не могут быть распределены равномерно, кто-то пострадает больше, кто-то меньше. Распределению негативных последствий среди всего общества способствуют вводимые органами государственной власти меры (программы выкупа активов, снижение социальных взносов, отсрочки по уплате налогов). Однако распределение рисков и последствий их реализации между бизнесом, финансовыми организациями и их вкладчиками в значительной степени определяется гражданским правом.
Юридическая практика
Егор РАЗБИЦКИЙ, руководитель юридического департамента, ГК RONIN Partners
Владение брокерскими счетами за рубежом: новые реалии
С 1 января 2020 года у граждан, которые являются валютными резидентами РФ и владеют счетами в «иных» организациях финансового рынка (имеются в виду небанковские организации), появились новые обязанности, однако как их исполнять — до конца не ясно до сих пор.
Уроки истории
Сергей ПАХОМОВ, доктор экономических наук
«Черная смерть» и рождение нового экономического порядка
К концу XIII века средневековая Западная Европа достигла вершины своего экономического развития. Казалось, ничто не предвещало катастрофических бедствий, которые унесут миллионы жизней и навсегда изменят жизнь континента. Но XIV век стал веком голода, болезней, войн и смерти, затяжного всеобщего кризиса, уничтожившего цивилизацию европейского Средневековья. Практически все следующее столетие ушло на медленное восстановление,итогом которого стало наступление эпохи Ренессанса и Реформации, зарождение капитализма.


