Содержание
Борис ФЕДОРОВ, главный редактор Cbonds Review
Читайте в номере
Так получилось, что за четверть века с небольшим я имел возможность близко наблюдать практически все реинкарнации отечественного частного инвестора, совмещая в большинстве случаев — благодаря профессии финансового журналиста — позиции непосредственного участника процесса и стороннего наблюдателя. Вместе с такими же «рядовыми» инвесторами я в разные годы стоял в очереди за акциями разнообразных пирамидообразных компаний (здесь специально оговорюсь — по заданию и на деньги редакции газеты, в которой тогда работал), стриг купоны ОГСЗ (кто-то еще помнит, как расшифровывается эта аббревиатура?), ловил доходности МКО (чисто питерская тема), пробовал накопительное страхование жизни, переводил деньги из ГУКа в ЧУК, становился пайщиком открытых ПИФов, покупал инвестиционное жилье через ЗПИФы и так далее и тому подобное. Впрочем, все мои опыты выявили зловещую закономерность: каждая «тема» хорошо работала какое-то относительно недолгое время, а затем заканчивалась вместе с очередным кризисом, причем для многих — если не большинства — «рядовых» инвесторов очень печально. Я видел множество разочаровавшихся в финансовом рынке в целом и в конкретных участниках рынка, видел и тех, кто упорно не сдавался — учился на ошибках и продолжал пробовать. Но все они — и первые, и вторые — по большому счету относились к немногочисленной группе early adopter’ов. Часто казалось, что таковых много, но только казалось: если постоянно находиться в однородной среде, очень легко поверить, что в «большом мире» все точно так же. Статистика, впрочем, упрямая вещь: о массовом «рядовом» инвесторе можно было говорить с большой натяжкой. До последнего времени. Даже если принять в расчет, что из 11 млн открытых сегодня на бирже брокерских счетов реально действующих — всего пара миллионов, это все же на порядок больше, чем 10 или даже 5 лет назад. Окончится ли сегодняшний всплеск спроса на новые финансовые инструменты со стороны «рядовых» инвесторов так же безрадостно для всех сторон, как и все предыдущие
Тема номера
Александр КУДРИН, главный стратег, «Атон»
Ужесточение монетарной политики как вызов для индустрии по работе с частными инвесторами на финансовом рынке
В последние пару лет ситуация для брокерских и управляющих компаний была исключительно благоприятной. Прилагая не столь большие усилия, они получили значительный приток средств частных инвесторов из банковской системы. Однако с началом ужесточения монетарной политики и ростом процентных ставок ситуация может заметно измениться. Депозиты, вероятно, станут более конкурентоспособными, и переток средств может замедлиться. В этих условиях индустрии предстоит переход от экстенсивного роста к решению более узких задач по сохранению клиентской базы и повышению уровня ее лояльности.
Тема номера
Диана КОВАЛЕНКО, директор, страховые и инвестиционные рейтинги, «Эксперт РА»
Доверительное управление средствами физлиц: первый триллион
Объем средств физических лиц в доверительном управлении УК по итогам 2020 года преодолел планку 1 трлн рублей, увеличившись за год в 1.5 раза. Основным драйвером роста выступил премиальный сегмент индивидуальных стратегий доверительного управления (ДУ), который прибавил 168 млрд рублей, несмотря на самую малочисленную клиентскую базу 10 тыс. человек на конец 2020 года.
Инструментарий
Катерина ТУФАНОВА, менеджер проекта Mergers.ru / Слияния и поглощения в России
Обзор российского рынка M&A за 2020 год
Пандемия коронавируса, под влиянием которой прошел почти весь 2020 год, не могла не отразиться и на рынке слияний и поглощений. Всего за год мы отметили 566 сделок (включая сделки в стадии переговоров и оформления), тогда как в прошлом году было объявлено о 943 сделках. Объем рынка в 2020 году также серьезно сократился и составил $46.2 млрд (в 2019 году — $70.5 млрд). При этом средняя цена сделки даже немного возросла — со $110.5 млн до $124.2 млн.
ESG
Карстен ШПРЕНГЕР, профессор кафедры финансов, Российская экономическая школа
«Зеленые» финансовые продукты — способствуют ли они сохранению окружающей среды?
Финансовая индустрия открыла для себя окружающую среду. В последние годы, особенно с момента наступления кризиса, вызванного пандемией коронавируса, крупные и мелкие инвесторы начали менять состав своих портфелей. Сегодня они больше инвестируют в «зеленые» ценные бумаги и меньше — в «грешные акции», то есть в акции компаний с антигуманными условиями труда в цепочке поставок или в отрасли, сомнительные с этической и экологической точек зрения, включая табачную промышленность, производство оружия и угольную промышленность. Государственный пенсионный фонд Норвегии — крупнейший инвестиционный фонд в мире — одним из первых применил стратегию исключения, подразумевающую запрет на инвестиции в неэтичные компании, а также в компании, наносящие ущерб окружающей среде.
Школа инвестора
Олег ЖЕЛЕЗКО, основатель и управляющий партнер компании, Da Vinci Capital
Основатель Da Vinci Capital — об индустрии фондов прямых инвестиций
Олег Железко — знаковая фигура в индустрии PE&VC и на российском финансовом рынке в целом. Он, в частности, был одним из основных действующих лиц в резонансной сделке слияния РТС и ММВБ и последующем IPO Московской биржи. Основатель и управляющий партнер компании Da Vinci Capital стал гостем программы «В гостях у PREQVECA», полная запись которой доступна на YouTubeканале Cbonds. В ходе беседы Олег Железко рассказал об особенностях работы фондов прямых инвестиций, а также ключевых направлениях инвестирования. В этом выпуске Cbonds Review мы приводим короткие выдержки из ответов Олега Железко на вопросы руководителя проекта PREQVECA Канра Лиджиева.
Нобелевские лауреаты по экономике
Юлия ВЫМЯТНИНА, профессор факультета экономики, Европейский университет в Санкт‑Петербурге
Как людям удается выстраивать кооперацию?
В 2016 году премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля была присуждена Оливеру Харту и Бенгту Хольмстрёму «за их вклад в теорию контрактов». Лауреаты разбирались, как людям удается договариваться.


