Содержание
Борис ФЕДОРОВ, главный редактор Cbonds Review
Читайте в номере
Так получилось, что за четверть века с небольшим я имел возможность близко наблюдать практически все реинкарнации отечественного частного инвестора, совмещая в большинстве случаев — благодаря профессии финансового журналиста — позиции непосредственного участника процесса и стороннего наблюдателя. Вместе с такими же «рядовыми» инвесторами я в разные годы стоял в очереди за акциями разнообразных пирамидообразных компаний (здесь специально оговорюсь — по заданию и на деньги редакции газеты, в которой тогда работал), стриг купоны ОГСЗ (кто-то еще помнит, как расшифровывается эта аббревиатура?), ловил доходности МКО (чисто питерская тема), пробовал накопительное страхование жизни, переводил деньги из ГУКа в ЧУК, становился пайщиком открытых ПИФов, покупал инвестиционное жилье через ЗПИФы и так далее и тому подобное. Впрочем, все мои опыты выявили зловещую закономерность: каждая «тема» хорошо работала какое-то относительно недолгое время, а затем заканчивалась вместе с очередным кризисом, причем для многих — если не большинства — «рядовых» инвесторов очень печально. Я видел множество разочаровавшихся в финансовом рынке в целом и в конкретных участниках рынка, видел и тех, кто упорно не сдавался — учился на ошибках и продолжал пробовать. Но все они — и первые, и вторые — по большому счету относились к немногочисленной группе early adopter’ов. Часто казалось, что таковых много, но только казалось: если постоянно находиться в однородной среде, очень легко поверить, что в «большом мире» все точно так же. Статистика, впрочем, упрямая вещь: о массовом «рядовом» инвесторе можно было говорить с большой натяжкой. До последнего времени. Даже если принять в расчет, что из 11 млн открытых сегодня на бирже брокерских счетов реально действующих — всего пара миллионов, это все же на порядок больше, чем 10 или даже 5 лет назад. Окончится ли сегодняшний всплеск спроса на новые финансовые инструменты со стороны «рядовых» инвесторов так же безрадостно для всех сторон, как и все предыдущие
Мнение
Дмитрий КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ, управляющий активами, УК «Открытие»
Ты в ответе за тех…
…кому дал 100% аллокацию. Или за инвестора, которому предложил купить высокодоходные облигации через приложение в телефоне, слабо понимающего, чем отличается купон от доходности, и пребывающего в блаженном неведении о дюрации, спредах и дефолтах.
Мнение
Мария РАДЧЕНКО, руководитель отдела анализа долгового рынка, управление по работе с клиентами, ИК «Ренессанс Капитал»
Высокая доходность при низком риске в облигациях: миф или реальность?
Коронавирусный 2020 год вызвал идеальный шторм на мировых фондовых рынках, и хотя отскок был быстрым, а по некоторым классам активов прирост стоимости превзошел самые смелые ожидания, маловероятно, что широкий круг инвесторов воспользовался падением рынков для покупки подешевевших активов (особенно если речь о непрофессиональных инвесторах — физических лицах).
Тема номера
Василий ИЛЛАРИОНОВ, Сбербанк, Игорь ПИМОНОВ, «БКС Мир инвестиций» , Вадим ЛОГИНОВ, УК «Альфа-Капитал», Денис КУЧКИН, ИК «Септем Капитал»
«Расти есть куда и в количественном плане, и в качественном»
Стремительный рост числа розничных инвесторов, ускорившийся в пандемийном 2020 году, не сбавляет обороты. В апреле 2021 года Московская биржа отчиталась о том, что число физических лиц, открывших брокерские счета, превысило 11 млн. Это почти в 2.5 раза больше, чем год назад, — к апрелю 2020-го биржа насчитала 4.5 млн физических лиц с брокерскими счетами. Очевидно, что активность розничных инвесторов уже оказывает серьезное влияние на предложение и динамику инструментов фондового рынка. Продолжится ли рост розничного сегмента, как на приток частных инвесторов повлияет рост процентных ставок, в какие инструменты инвестируют «физики» и какие продукты выбирают, предпочитают самостоятельное инвестирование или услуги профессиональных управляющих активами, каким уровнем финансовой грамотности обладают — эти и другие вопросы представители индустрии обсудили в рамках круглого стола Cbonds Review.
Тема номера
Александр КУДРИН, главный стратег, «Атон»
Ужесточение монетарной политики как вызов для индустрии по работе с частными инвесторами на финансовом рынке
В последние пару лет ситуация для брокерских и управляющих компаний была исключительно благоприятной. Прилагая не столь большие усилия, они получили значительный приток средств частных инвесторов из банковской системы. Однако с началом ужесточения монетарной политики и ростом процентных ставок ситуация может заметно измениться. Депозиты, вероятно, станут более конкурентоспособными, и переток средств может замедлиться. В этих условиях индустрии предстоит переход от экстенсивного роста к решению более узких задач по сохранению клиентской базы и повышению уровня ее лояльности.
Инструментарий
Дмитрий БОРИСОВ, заместитель начальника департамента финансовых рынков, Локо-Банк
Бумаги с плавающей ставкой в условиях ужесточающейся ДКП
Смена риторики Банка России и, как следствие, вектора его денежно-кредитной политики для большинства инвесторов в облигации оказалась неприятным сюрпризом. И если негативные движения конца прошлого года в основном терзали владельцев долгосрочных облигаций, то с началом 2021-го волна роста доходности добралась и до, казалось бы, защитных бумаг с дюрацией 1–3 года.
Школа инвестора
Олег ЖЕЛЕЗКО, основатель и управляющий партнер компании, Da Vinci Capital
Основатель Da Vinci Capital — об индустрии фондов прямых инвестиций
Олег Железко — знаковая фигура в индустрии PE&VC и на российском финансовом рынке в целом. Он, в частности, был одним из основных действующих лиц в резонансной сделке слияния РТС и ММВБ и последующем IPO Московской биржи. Основатель и управляющий партнер компании Da Vinci Capital стал гостем программы «В гостях у PREQVECA», полная запись которой доступна на YouTubeканале Cbonds. В ходе беседы Олег Железко рассказал об особенностях работы фондов прямых инвестиций, а также ключевых направлениях инвестирования. В этом выпуске Cbonds Review мы приводим короткие выдержки из ответов Олега Железко на вопросы руководителя проекта PREQVECA Канра Лиджиева.


