Мнение
Дмитрий КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ, управляющий активами, УК «Открытие»
Ты в ответе за тех…
…кому дал 100% аллокацию. Или за инвестора, которому предложил купить высокодоходные облигации через приложение в телефоне, слабо понимающего, чем отличается купон от доходности, и пребывающего в блаженном неведении о дюрации, спредах и дефолтах.
Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Ненулевая сумма
Тысячу и один раз в последние десятилетия мир убеждался в том, что игра, в которую он играет, — это не игра с нулевой суммой. Неприятности даже в периферийных экономиках вызывали как минимум некоторую турбулентность в крупных, а периоды процветания распространялись более-менее синхронно на весь мир. Наиболее яркие примеры того и другого: кризис азиатских валют и рубля в конце 1990-х и, как обратный пример, период бума середины нулевых, послуживший мощнейшим импульсом к прогрессу для развивающихся рынков. Мир-то убеждался в вышесказанном, но люди — отнюдь не всегда. Довольно многие и, в частности, влиятельные люди — те и эти элиты — по-прежнему мыслят иначе. Вообще, вопрос о способности учиться актуален, по-видимому, для целого поколения, особенно того, что выросло и сформировалось в том геополитическом блоке, в котором вырос и сформировался и ваш покорный слуга.
Тема номера
Василий ИЛЛАРИОНОВ, Сбербанк, Игорь ПИМОНОВ, «БКС Мир инвестиций» , Вадим ЛОГИНОВ, УК «Альфа-Капитал», Денис КУЧКИН, ИК «Септем Капитал»
«Расти есть куда и в количественном плане, и в качественном»
Стремительный рост числа розничных инвесторов, ускорившийся в пандемийном 2020 году, не сбавляет обороты. В апреле 2021 года Московская биржа отчиталась о том, что число физических лиц, открывших брокерские счета, превысило 11 млн. Это почти в 2.5 раза больше, чем год назад, — к апрелю 2020-го биржа насчитала 4.5 млн физических лиц с брокерскими счетами. Очевидно, что активность розничных инвесторов уже оказывает серьезное влияние на предложение и динамику инструментов фондового рынка. Продолжится ли рост розничного сегмента, как на приток частных инвесторов повлияет рост процентных ставок, в какие инструменты инвестируют «физики» и какие продукты выбирают, предпочитают самостоятельное инвестирование или услуги профессиональных управляющих активами, каким уровнем финансовой грамотности обладают — эти и другие вопросы представители индустрии обсудили в рамках круглого стола Cbonds Review.
Пульс рынка
Ана НАЧКЕБИЯ старший аналитик, Galt & Taggart
Грузия-2020: обзор рынка облигаций
Прошлый год ознаменовался резкими перепадами на финансовых рынках. Беспрецедентные экономические потрясения, вызванные пандемией COVID-19, ухудшили настроения участников рынка, что привело к массовой распродаже инструментов, поскольку инвесторы предпочитали переходить в надежные активы (казначейские облигации США, золото), одновременно продавая долговые обязательства развивающихся стран. В результате emerging markets испытали самые высокие темпы оттока капитала за всю историю наблюдений: в течение марта — апреля 2020 года отток капитала с развивающихся рынков составил примерно $100 млрд, по данным Института международных финансов. Отток капитала из стран Кавказа и Центральной Азии за тот же период, по расчетам МВФ, составил около $500–600 млн.
Пульс рынка
Леонид УВАРОВ, представитель Cbonds в Беларуси
Рынок облигаций Беларуси: итоги-2020, перспективы-2021
Итоги 2020 года на рынке облигаций Беларуси и основные направления его развития в обзоре Cbonds Review.
ESG
Алексей ИЕВЛЕВ, директор дирекции корпоративного бизнеса Росбанка
Серая зона или зеленый коридор?
В современной российской экономике традиционно велика доля добывающих отраслей, в особенности углеводородов. Так, по данным Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, доля добычи полезных ископаемых в структуре ВВП по счету производства в 2017–2020 годах достигала 11.3%. А по данным Счетной палаты, доля нефтегазовых доходов бюджета в трудном из-за пандемии 2020 году составила порядка 28%, а годом ранее — почти 40%.
ESG
Карстен ШПРЕНГЕР, профессор кафедры финансов, Российская экономическая школа
«Зеленые» финансовые продукты — способствуют ли они сохранению окружающей среды?
Финансовая индустрия открыла для себя окружающую среду. В последние годы, особенно с момента наступления кризиса, вызванного пандемией коронавируса, крупные и мелкие инвесторы начали менять состав своих портфелей. Сегодня они больше инвестируют в «зеленые» ценные бумаги и меньше — в «грешные акции», то есть в акции компаний с антигуманными условиями труда в цепочке поставок или в отрасли, сомнительные с этической и экологической точек зрения, включая табачную промышленность, производство оружия и угольную промышленность. Государственный пенсионный фонд Норвегии — крупнейший инвестиционный фонд в мире — одним из первых применил стратегию исключения, подразумевающую запрет на инвестиции в неэтичные компании, а также в компании, наносящие ущерб окружающей среде.


