Содержание
Денис Шулаков, первый вице-президент Банка ГПБ (АО)
Вступительное слово
Принятое в конце 2015 года Парижское соглашение запустило движение к Net Zero — достижению углеродной ней тральности и ограничению глобального потепления. Эта повестка многовекторная и обрамляет все аспекты социальноэкономического уклада человечества. С течением времени данная тенденция будет все более требовательной, касается это обычной деятельности, восстановления или развития. Net Zero — капиталоемкий процесс. По разным оценкам, он потребует от $120 трлн до $275 трлн накопленных инвестиций до конца 2050 года, из которых от $26 трлн до $58 трлн придется на финансирование через долговые рынки капитала. С другой стороны, распределение финансовых потоков смещено в сторону Азии, где зависимость от ископаемых источников энергии выражена в большей степени, чем в развитых странах.
Россия занимает уникальное положение, находясь на стыке Западного и Восточного миров. Экономика нашей страны также тесно связана с углеводородами, а значит, переток капитала для финансирования энергетической трансформации будет критически необходим для России в ближайшие 30–40 лет. Сейчас мы можем наблюдать признаки усиления интеграции с Азиатским регионом, и это несет в себе колоссальные возможности.
Развитие рынка ESG-облигаций
Круглый стол организаторов выпусков ESG-облигаций
«Государство — главный драйвер ESG-повестки в России»
Представители банков-организаторов в рамках круглого стола «Энциклопедии ESG — 2022» рассказали о развитии рынка в 2021 году, обсудили необходимые рынку меры государственной поддержки, отличия адаптационных и переходных облигаций, их перспективы на российском рынке, а также представили прогнозы на 2022–2023 годы.
Развитие рынка ESG-облигаций
Дмитрий Пятыгин, начальник инвестиционного отдела, АО «Национальный НПФ»
Интервью с инвестором: Актуальна ли ESG-повестка для финансового рынка России в «новой реальности»?
Фонд активно разрабатывает пенсионные продукты с ESG-направленностью со стратегиями отрицательной селекции — активы в рамках этих программ не будут инвестированы в загрязняющие производства и в компании, которые не имеют активную социальную повестку, или компании с выявленными публичными случаями некорректного корпоративного поведения, компании, владеющие вредными производствами.
Развитие рынка ESG-облигаций
Деннис Шен, директор по суверенным рейтингам, Scope Ratings; Левон Камерян, заместитель директора по суверенным рейтингам, Scope Ratings
Страны Центральной и Восточной Европы выходят на рынок устойчивого финансирования
Государства-члены ЕС в Центральной и Восточной Европе выпускают растущие объемы ESG-облигаций, несмотря на то что общий рост европейского рынка заемного капитала в этом сегменте замедлился в 2022 году после периода быстрого роста. Долгосрочная тенденция роста спроса на ESG-облигации повышает гибкость правительств в отношении финансирования
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Павел Боев, руководитель направления ESG-банкинга в корпоративном блоке, ПАО «Росбанк»
Международные стандарты ESG-облигаций
По мере развития рынка «устойчивого долга» и роста его объемов эмитентам, финансовым институтам, регуляторам и инвесторам стала очевидна необходимость выработки унифицированного подхода к разработке и учету такого рода облигационных инструментов. Эту задачу взяли на себя Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) и CBI (Climate Bond Initiative). В настоящей статье рассматриваются прежде всего стандарты, регулируемые ICMA
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
ESG-рейтинги и верификация
Валерия Рузакова, эксперт, МГИМО (МЦУР)
Гринвошинг: факторы возникновения и инструменты борьбы
В рамках предоставления отчетности по факторам ESG компании могут раскрывать значительные объемы информации — тем не менее, она не всегда оказывается достоверной. Гринвошинг (greenwashing) представляет собой распространение организацией ложных сведений для создания имиджа экологически ответственного бизнеса в целях ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги


