Содержание
Алексей Иевлев, руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка
Вступительное слово
Рынок «устойчивого финансирования» в России активно развивался в 2018–2022 годах. Один только выпуск зеленых облигаций города Москвы в мае 2021 года составил 70 млрд рублей. А на глобальном уровне уже в 2020-м объем этого рынка, по данным Bloomberg, превысил $730 млрд.
Облигационные инструменты устойчивого развития являются важнейшим фактором ESG-трансформации экономики, ведь они предоставляют эмитентам возможность привлечь средства на их зеленые и социальные проекты, а также в целом на достижение их стратегических ESG-целей. На сегодняшний день в России уже существуют зеленые и социальные облигации, а также облигации устойчивого развития. Отдельные эмитенты уже выпускают переходные (адаптационные) бонды, входящие в сегмент национальных и адаптационных проектов Мосбиржи. Выпущены российские таксономии зеленых и адаптационных проектов, готовится социальная таксономия.
Содержание
Развитие рынка ESG-облигаций
Александр Смирнов, директор департамента корпоративных финансов и казначейства, ПАО «МТС»
Интервью с эмитентом: МТС
Размещение дебютных социальных облигаций существенно расширило круг инвесторов в облигации МТС. Максимальной диверсификации базы инвесторов способствовало широкое использование цифровых каналов, в том числе банков организаторов. В целях привлечения максимально возможного количества инвесторов было организовано длящееся размещение на Московской бирже — в течение четырех рабочих дней, что давало каждому инвестору время для принятия решения, а розничному инвестору, ранее не имевшему брокерский счет, — возможность успеть его открыть и профинансировать. В результате во время размещения было получено почти 3000 заявок от максимально широкого круга инвесторов — банков, институциональных клиентов и преобладающего числа розничных инвесторов. Во время маркетинговой кампании мы наблюдали интерес и со стороны западных фондов, которые были готовы поучаствовать в размещении.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Павел Боев, руководитель направления ESG-банкинга в корпоративном блоке, ПАО «Росбанк»
Международные стандарты ESG-облигаций
По мере развития рынка «устойчивого долга» и роста его объемов эмитентам, финансовым институтам, регуляторам и инвесторам стала очевидна необходимость выработки унифицированного подхода к разработке и учету такого рода облигационных инструментов. Эту задачу взяли на себя Международная ассоциация рынков капитала (ICMA) и CBI (Climate Bond Initiative). В настоящей статье рассматриваются прежде всего стандарты, регулируемые ICMA
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Юлия Титова, первый вице-президент, ПАО «Московский Кредитный Банк»
Опыт внедрения практик ESG
Для Московского кредитного банка ESG-повестка — часть нашего ДНК, ментальность, в которой мы живем уже более 10 лет, последовательно повышая требования к усовершенствованию внутренних подходов к устойчивому развитию. Наш банк стал первой кредитной организацией с публичной ESG-стратегией в виде отдельного документа.
ESG-рейтинги и верификация
Юлия Катасонова, руководитель группы рейтингов устойчивого развития агентства, «Эксперт РА»
Переходные облигации — ключевой инструмент российской трансформации
Начиная с 2019 года мы наблюдаем, как в мире возрастает интерес инвесторов к тому, чтобы содействовать переходу к Net Zero economy (чистой углеродной экономике), что неминуемо начнет отражаться на структуре рынка долгового финансирования. В 2021 году рынок переходных облигаций вырос на 33% и достиг $10 млрд, однако потенциал таких инструментов оценивается как высокий. Многие страны, в том числе Китай, делают ставку именно на переходные, а не на зеленые облигации, ввиду ограниченности чистых отраслей и проектов


