Содержание
Алексей Иевлев, руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка
Вступительное слово
Рынок «устойчивого финансирования» в России активно развивался в 2018–2022 годах. Один только выпуск зеленых облигаций города Москвы в мае 2021 года составил 70 млрд рублей. А на глобальном уровне уже в 2020-м объем этого рынка, по данным Bloomberg, превысил $730 млрд.
Облигационные инструменты устойчивого развития являются важнейшим фактором ESG-трансформации экономики, ведь они предоставляют эмитентам возможность привлечь средства на их зеленые и социальные проекты, а также в целом на достижение их стратегических ESG-целей. На сегодняшний день в России уже существуют зеленые и социальные облигации, а также облигации устойчивого развития. Отдельные эмитенты уже выпускают переходные (адаптационные) бонды, входящие в сегмент национальных и адаптационных проектов Мосбиржи. Выпущены российские таксономии зеленых и адаптационных проектов, готовится социальная таксономия.
Развитие рынка ESG-облигаций
Круглый стол организаторов выпусков ESG-облигаций
«Государство — главный драйвер ESG-повестки в России»
Представители банков-организаторов в рамках круглого стола «Энциклопедии ESG — 2022» рассказали о развитии рынка в 2021 году, обсудили необходимые рынку меры государственной поддержки, отличия адаптационных и переходных облигаций, их перспективы на российском рынке, а также представили прогнозы на 2022–2023 годы.
Развитие рынка ESG-облигаций
Александр Ермак, главный аналитик долговых рынков, БК «РЕГИОН»
Рынок рублевых облигаций: основные показатели 2021 года
В качестве основных тенденций
на первичном рынке корпоративного
долга в 2021 года можно выделить:
• высокую активность эмитентов банковского сектора, лизинговых компаний
и компаний жилищного строительства;
• снижение ставок и увеличение первоначальных объемов размещения выпусков в ходе book-building на фоне дефицита качественных предложений, особенно
во второй половине года;
• расширение спрэдов при первичных
размещениях к собственным вторичным
кривым эмитентов на фоне их компрессии к кривой ОФЗ из-за отставания роста
доходности на вторичном рынке корпоративных облигаций по сравнению с доходностью ОФЗ в первой половине прошлого
года и противоположенные тенденции
во второй половине года на фоне опережающего роста доходности корпоративных облигаций относительно ставок ОФЗ;
• рост активности компаний-дебютантов (ТФН, «Боржоми Финанс», «Селектел», «Аэрофьюэлз», Продовольственная
контрактная корпорация, «М Видео»,
МТС-Банк, «Синара ТМ», «реСтор», «Мэйл.
ру Финанс», «ТАМИ и Ко», СОПФ «Инфраструктурные облигации», Росгеология);
• сохранение тенденции к сокращению
дюрации размещаемых выпусков, начавшейся во второй половине прошлого года;
• сохранение интереса к рублевому
рынку у иностранных эмитентов; новые
выпуски разместили: «Ритейл Бел Финанс» (SPV белорусской группы компаний
«Евроторг» / Eurotorg Holding PLC), планируют: «КФК Финанс», «Алтын Голд Финанс» (Республика Казахстан);
• рост популярности ESG-выпусков:
г. Москва (выпуск на 70(!) млрд руб.), Атомэнергопром, Сбербанк, КАМАЗ, МТС
(социальные), «Синара ТМ»; в 2021 году
на рублевом облигационном рынке обращалось 17 выпусков зеленых и 3 выпуска
социальных облигаций
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Алексей Тарасов, эксперт по рынку синдицированного кредитования, к. э. н., EMBA
ESG-сделки на рынке синдицированного кредитования
В статье рассматриваются сделки, привязанные к показателям корпоративной социально-экологической ответственности («ESG»), реализуемые на рынке синдицированного кредитования. В первом разделе — обзор рынка синдицированного кредитования за 2021 год, включая статистику по сделкам ESG. Во втором — описывается разработанная ведущими ассоциациями кредитного рынка методологическая база для структурирования, реализации и мониторинга сделок ESG. В третьем разделе приводятся примеры ESG-сделок для российских корпораций и финансовых институтов на рынке синдицированного кредитования
ESG-рейтинги и верификация
Юлия Катасонова, руководитель группы рейтингов устойчивого развития агентства, «Эксперт РА»
Переходные облигации — ключевой инструмент российской трансформации
Начиная с 2019 года мы наблюдаем, как в мире возрастает интерес инвесторов к тому, чтобы содействовать переходу к Net Zero economy (чистой углеродной экономике), что неминуемо начнет отражаться на структуре рынка долгового финансирования. В 2021 году рынок переходных облигаций вырос на 33% и достиг $10 млрд, однако потенциал таких инструментов оценивается как высокий. Многие страны, в том числе Китай, делают ставку именно на переходные, а не на зеленые облигации, ввиду ограниченности чистых отраслей и проектов
ESG-рейтинги и верификация
Валерия Рузакова, эксперт, МГИМО (МЦУР)
Гринвошинг: факторы возникновения и инструменты борьбы
В рамках предоставления отчетности по факторам ESG компании могут раскрывать значительные объемы информации — тем не менее, она не всегда оказывается достоверной. Гринвошинг (greenwashing) представляет собой распространение организацией ложных сведений для создания имиджа экологически ответственного бизнеса в целях ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги


