От редакции
Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review
Питерский флешмоб
Каждый месяц, с любовью и усердием собирая очередной номер, я встречаюсь, общаюсь, созваниваюсь, переписываюсь с огромным количеством людей: трейдерами, сейлзами, управляющими, аналитиками, председателями правления и вице-президентами банков… Так у каждого номера появляются свои герои.
Авторская колонка
Максим Буев, Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ценообразование на деривативы: как кризис 2008 года повлиял на банковскую аналитику
Американский ипотечный кризис 2007 года перешел в кризис ликвидности на межбанковских рынках Америки и Европы отчасти из-за того, что банки, мало ограниченные национальными финансовыми регуляторами, заигрались на рынке деривативов, а именно — в секьюритизацию ипотечных контрактов, создавая инструменты вроде MBS, CDO, а также продавая «страховку» (CDS) на дефолт других банков. В цены всех этих производных инструментов были заложены совсем другие уровни риска и вероятностей дефолтов, чем требовала объективная реальность.
Инструментарий
Дмитрий Дорофеев, «ВТБ Капитал»
Мировой рынок ABS: глобальное потепление
Основополагающими факторами развития мирового рынка ABS и MBS за последний год были продолжающиеся программы количественного смягчения ФРС США и медленно ползущий под откос паровоз европейского финансового кризиса. При этом, если исследовать ценовую динамику отдельных сегментов глобального рынка ABS и MBS, становится очевидно, что технический фактор, коим является покупка ФРС ипотечных ценных бумаг, превалирует над вторым фактором — фундаментальным. Все обеспеченные активы — от ипотечных жилищных кредитов и автокредитов до SME и более экзотических продуктов — стали бенефициарами невиданной ранее интервенции центральных банков на открытых рынках.
Инструментарий
Алексей Кухарев Orrick, Herrington & Sutcliffe LLP
«Негативный» залог и субординация обязательств: есть ли жизнь в России
В российской практике наиболее распространенными способами обеспечения исполнения обязательств, в том числе — эмитента перед владельцем долговой ценной бумаги, являются залог и поручительство. На Западе для гибкого управления рисками кредиторов нередко используются также такие договорные обязательства, как «негативный» залог и субординация обязательств. Многие западные авторы, хоть и не относят их к обеспечению (security) в чистом виде, тем не менее отмечают, что они могут выполнять квазиобеспечительную функцию (quasi-security), то есть предоставлять кредиторам права, схожие с теми, которые они имеют при получении обычного обеспечения.
Инструментарий
Дмитрий Красильников, Евразийский банк развития
Supranationals: на особом положении
Наднациональные финансовые институты, в первую очередь международные банки, корпорации и агентства развития (МБР), известные как supranationals, представляют собой довольно экзотический класс эмитентов. Действительно, их многочисленные особенности — миссия, юридический статус, иммунитеты, структура капитала и в целом баланса — формируют особое восприятие таких заемщиков инвесторами и аналитиками, делают их долговые обязательства одними из наиболее дешевых и в то же время востребованных на рынке.
Книжная полка
Влад Горячев, автор книги «Производные нуля: дневник структуратора»
«Кризис дал мне то, о чем я всегда мечтал»
Влад Горячев — один из тех, кто оказался в нужное время в нужном месте. Будучи студентом MBA Мичиганского университета, он на летнюю практику 2000 года, вопреки первоначальным планам, угодил в global markets sales&trading нью-йоркского офиса Дойче Банка. Там как раз зарождался новый рынок синтетических CDO. Совсем недавно Влад Горячев закончил писать мемуары о том, как именно он оказался на Wall Street и как участвовал в лепке огромного снежного кома производных инструментов, подмявшего под себя всех нас. Cbonds Review побеседовал с автором будущего финансового бестселлера и публикует отрывок из его «Дневника».
Еврооблигации
Алина Карлицкая, Cbonds
Иерархия и субординация
В октябре российские банки первого и второго эшелона практически поголовно размещали субординированные еврооблигации, стремясь улучшить показатели достаточности капитала до внедрения регулятором принципов «Базель III». Газпромбанк впервые пополнил капитал за счет размещения бессрочных евробондов, а ВТБ доразместил уже обращающиеся бессрочные инструменты, признаваемые в капитале первого уровня. Суверенные и корпоративные заемщики emerging markets спешили воспользоваться рекордно низкими ставками и рефинансировать бюджеты уже сейчас, не дожидаясь наступления нового года и реализации негативных сценариев в мировой экономике.


