Рублевые облигации
Елена Скурихина, Дмитрий Титаренко, Cbonds
Кто последний?
В июле самые длинные очереди выстроились за бумагами субфедерального и муниципального сектора. Регионы не скупились на предложение, маркетируя новые бумаги и доразмещая уже обращающиеся выпуски. Впрочем, как минимум до конца лета субфеды еще не раз заглянут к инвесторам с интересными идеями. Зато корпорации в июле не отличились особым рвением: за долгами на рынок выходили преимущественно представители финансового сектора.
Инвестиционные банки
Павел Теплухин, главный исполнительный директор в России, Дойче Банк
«Доверие — то, чего больше всего не хватает в российской экономике»
В интервью Cbonds Review главный исполнительный директор Дойче Банка в России Павел Теплухин рассуждает о том, почему многие европейские глобальные универсальные банки перестали таковыми быть, а Дойче Банк остался, к чему ведет глобальная трансформация мирового финансового сектора, как в этом тренде чувствует себя российский инвестиционно-банковский бизнес, можно ли заставить иностранцев доверять российской экономике, отчего так трудно быть счастливыми и почему первооткрыватель «формулы счастья» достоин стать нобелевским лауреатом по экономике.
Инструментарий
Мария Мерзликина, Федор Теребков, ОАО «ФСК ЕЭС»
О долгосрочных долговых источниках финансирования масштабных инфраструктурных проектов
В России существует большой потенциал инвестиционных проектов в инфраструктуре. Его реализация могла бы не только расширить поле инвестиционных возможностей для различных типов инвесторов, но и выступить драйвером развития остальных отраслей и роста благосостояния в целом. Для локального рынка капитала способность удовлетворить спрос на фондирование инфраструктурных отраслей будет означать новый уровень зрелости и возможный приход на рынок новых глобальных инвесторов. В общем, со всех сторон сплошная синергия, но есть проблемы.
Инструментарий
Екатерина Солонина, Максим Хатунцев, группа управляющих компаний «РЕГИОН»
Долгосрочный инвестор: теория эволюции
Стабильность и процветание экономики страны не в последнюю очередь зависят от доступности внутренних долгосрочных стратегических инвестиций. Вопрос в том, есть ли сейчас в России длинные деньги в требуемом объеме, обеспечен ли спрос на них приемлемым предложением, и находят ли компромисс поставщики и потребители длинных финансовых ресурсов.
Инструментарий
Олег Тудвасов, Внешэкономбанк
Один в поле воин
В настоящее время в развитых странах основными поставщиками длинных денег в финансовый сектор выступают институциональные инвесторы (пенсионные, инвестиционные фонды, страховые компании). Они являются «естественными» долгосрочными инвесторами в связи с долгосрочной структурой своих пассивов. В 2002 году благодаря пенсионной реформе реальный источник долгосрочных ресурсов появился и в России. По оценкам Внешэкономбанка, текущий совокупный объем пенсионных средств (пенсионные накопления и резервы) в России — это свыше 3.3 трлн руб., из которых около половины приходится на негосударственные пенсионные фонды. В то же время пока этот объем составляет всего около 5% ВВП России.
Инструментарий
Николай Сапронов, вице-президент, руководитель департамента финансовых рынков, Пробизнесбанк
«Обеспечить подписку для частных инвесторов на облигационный заем — дело техники»
В интервью Cbonds Review вице-президент, руководитель департамента финансовых рынков Пробизнесбанка Николай Сапронов рассуждает о том, почему профучастники не торопятся продвигать облигации среди частных инвесторов, а регуляторы до сих пор не создали условия, чтобы физлица могли напрямую давать в долг компаниям, смогут ли облигации полноценно конкурировать с депозитами, если регулятор примет решение уравнять налогообложение этих инструментов и почему ждать бума на облигационном рынке с приходом «физиков» все же не стоит.
Еврооблигации
Евгений Пундровский, Cbonds
Вручение премий
В июле участники рынка смирились с неизбежностью сворачивания QE3, и рынок первичных размещений вновь открылся после масштабной распродажи. Однако заемщикам теперь приходится платить больше, а инвесторы все еще очень осторожны. Каждая июльская сделка оценивалась рынком весьма критично и проходила с премией до 100 б.п. к текущему рынку.


