Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Александр КАЗАКОВ, LL.M, руководитель группы по структурированию проектов, Евразийский Банк Развития
Секьюритизация: история и пути развития
За прошедшие 15 лет секьюритизация в России превратилась из никому не известного феномена в привычный и понятный инструмент, который успел пережить и стремительный взлет в конце 2000-х, и кризис 2009 г., а потом попасть в дурную компанию1. Объемы выпусков в последнее время падали, но сегодняшний системный кризис в России дает секьюритизации еще один шанс укрепиться на рынке.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ и Сергей САМОХВАЛОВ, «Бейкер и Макензи»
Первые уроки секьюритизации по новому закону: лизинг, факторинг, кредиты МСП
Российский рынок секьюритизации до сих пор принято считать совсем молодым, несмотря на более чем десятилетнюю историю его существования и десятки реализованных сделок. Изменения, произошедшие на нем за последние полтора-два года и связанные с принятием нового закона о секьюритизации, можно по масштабности сравнить с изменениями на российском рынке облигаций, который получил новый толчок для развития с появлением таких институтов, как программа облигаций, собрание владельцев облигаций, представитель владельцев облигаций (трасти) и прочие. Благодаря целому ряду изменений и первым реализованным сделкам в рамках нового закона можно говорить о новой эре в развитии рынка секьюритизации в России.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Игорь ЗЕЛЕЗЕЦКИЙ, вице-президент — старший аналитик группы структурированного кредитования, Moody’s Investors Service
Секьюритизация кредитов P2B для малого и среднего бизнеса: европейский опыт
В Европе быстрыми темпами растет кредитование малых и средних предприятий (МСП) по схеме peertobusiness (P2B). По данным британской Ассоциации P2P-финансирования (PeertoPeer Finance Association), на данный момент британские компании получили в рамках кредитования P2B 1.4 млрд фунтов стерлингов. В условиях роста объемов этого рынка секьюритизация может стать важным инструментом фондирования для P2B-кредитования МСП.
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Сергей КАДУК, директор департамента секьюритизации, ИК «РЕГИОН»
Феномен STACR. Стратегии поддержки ипотечного рынка в США
В 2015 г. программа выпуска облигаций ипотечного агентства Freddie Maс, получившая название Structured Agency Credit Risk (STACR), была признана сделкой года в категории «Ипотечные ценные бумаги» сразу тремя авторитетными изданиями по финансам. Успешное размещение выпусков в рынок позволило привлечь частный капитал в облигации квазигосударственного ипотечного агентства. Анализ данного инструмента позволяет сравнить подходы к поддержке ипотечного рынка в США после subprime-кризиса.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Полина БУГАКОВА, ведущий эксперт, Банк России
Ключевые вопросы регулирования рынка залоговых облигаций
З а время существования секьюритизации в России участники российского рынка получили опыт реализации сделок с различными видами активов: авто- кредитами, потребительскими кредитами, платежами по кредитным картам. Широкое распространение получили сделки секьюритизации с ипотечными кредитами. Из-за пробелов в российском нормативном правовом регулировании сделки неипотечной секьюритизации, как правило, осуществлялись по иностранному праву путем учреждения специальной компании за рубежом. Стало очевидно, что для создания возможности секьюритизации более широкого круга активов по российскому праву необходимо внести изменения в законодательные и нормативные акты.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Илья БАРЕЙША, адвокат, старший юрист, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Секьюритизация автокредитов АО «Кредит Европа Банк»: правовые и структурные вопросы
23 июня 2015 г. на Московской бирже со значительным спросом со стороны рыночных инвесторов прошло размещение по открытой подписке облигаций старшего транша ООО «Специализированное финансовое общество Европа 14-1А» Облигации младшего транша были в тот же день размещены по закрытой подписке оригинатору — АО «Кредит Европа Банк» (КЕБ). Исполнение обязательств эмитента по облигациям обоих траншей обеспечено залогом прав требования по автокредитам, которые КЕБ уступил в пользу СФО, а также залогом денежных прав требования СФО по договорам банковского счета. Международные рейтинговые агентства присвоили облигациям старшего транша кредитный рейтинг инвестиционного уровня, превышающий на одну ступень суверенный рейтинг России и на четыре ступени — рейтинг Кредит Европа Банка как банка-оригинатора: Baa3 по шкале Moody’s и BBB- по шкале Standard & Poor’s. На момент подготовки статьи эта секьюритизация оставалась единственной публичной сделкой, проведенной СФО по так называемому Закону о секьюритизации. Мы проанализировали ключевые структурные и правовые аспекты сделки, которые во многом и обусловили ее успех.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Ирина БЫХОВСКАЯ и Ольга БЫЧИНА, EY
Законодательство по деофшоризации и рынок секьюритизации
В банковском секторе секьюритизация является одним из источников финансирования и повышения ликвидности. Сегодня сделки секьюритизации могут заключаться в рамках российской правовой системы. При этом большую популярность среди участников рынка в разные годы имели сделки международной секьюритизации, которые совершались по иностранному праву. В нашей статье мы остановились на основных аспектах деофшоризационного законодательства применительно к структурам международной секьюритизации. Деофшоризационное законодательство в значительной степени изменило российскую налоговую систему и привнесло в нее такие понятия, как фактический получатель дохода и контролируемая иностранная компания (КИК), а также концепцию налогового резидентства в РФ.


