Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Джеймс МАНЦИ и Даррел УИЛЕР, Standard & Poor’s
Мировой рынок секьюритизации: рост эмиссии новых бумаг под вопросом
В 2016 г. мировой рынок структурированного финансирования, вероятнее всего, ожидает незначительный рост. Основными факторами, сдерживающими активную эмиссию новых бумаг в США, Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке, будут сохраняющаяся волатильность на финансовых рынках, экономическая ситуация в отдельных регионах и неопределенность в отношении регулирования сектора секьюритизационных продуктов.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Андрей СУЧКОВ, начальник управления секьюритизации, «ВТБ Капитал»
Вступительное слово
Катастрофы на рынке ипотечного кредитования в 2015 г. не произошло. Объем ипотечного портфеля даже увеличился, хотя выдача упала достаточно сильно — примерно на 40% к предыдущему году. В условиях ускоренного роста депозитной базы вопрос фондирования не стоял остро, и на фоне высокой волатильности финансовых рынков даже наиболее стойкие приверженцы секьюритизации из числа ипотечных кредиторов не проявляли особой активности. В результате выпуск ипотечных ценных бумаг сократился в 2.5 раза, а их доля в общем объеме фондирования выдачи ипотечных кредитов упала с 14% в 2014 г. до 7% в 2015 г.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Станислав НАСТАСЬИН, вице-президент, старший аналитик, Moody’s
Российские ИЦБ: ухудшение показателей кредитного качества портфелей в 2016 г.
П осле фазы стремительного роста в 2012–2014 гг. объем выпуска ипотечных ценных бумаг значительно сократился в 2015 г. По сравнению с рекордным 2014 г., когда агентство присвоило рейтинги 14 выпускам российских ценных бумаг, обеспеченных жилищной ипотекой (ИЦБ), в 2015 г. рейтинг Moody’s получили только две сделки с ИЦБ. Ослабление российской экономики из-за падения цен на энергоносители и санкций, введенных ЕС и США, привело к росту неплатежей по ипотечным кредитам в секьюритизированных портфелях, несмотря на некоторые признаки стабилизации показателей кредитных портфелей, отмечавшиеся в начале 2015 г. Если дальнейшее снижение цен на нефть продолжит давить на экономику страны, доля просроченных кредитов начнет расти ускоренными темпами. Падение реальных доходов заемщиков и рост безработицы неминуемо приведут к ухудшению способности заемщиков обслуживать долги по кредитам. В наибольшей степени пострадают сделки, в которых были секьюритизированы кредиты более слабых оригинаторов с точки зрения качества процессов андеррайтинга и сервисного обслуживания ипотечных кредитов. В результате различия в качестве кредитных портфелей станут более очевидными. Хотя наблюдаемые уровни дефолтов и прогнозы по уровню будущих убытков для большинства транзакций все еще находятся в рамках наших текущих допущений по ожидаемым убыткам, значительное ухудшение показателей в сделках более слабых оригинаторов может заставить нас пересмотреть исходные модельные допущения.
Рынок секьюритизации альтернативных классов активов
Владимир ДРАГУНОВ, партнер, глава практики секьюритизации и структурированного финансирования, «Бейкер и Макензи»
Вступительное слово
Историю развития российской секьюритизации неипотечных активов можно разделить на несколько основных периодов. 2003–2008 гг. были этапом становления российской секьюритизации. В конце 2003 г. был принят закон «Об ипотечных ценных бумагах». В это же время на российском рынке были реализованы первые сделки неипотечной секьюритизации. В данный период был секьюритизирован широкий класс активов, в общей сложности было реализовано более 30 сделок. В частности, были секьюритизированы ипотека, потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, лизинговые платежи, факторинговые платежи, межбанковские клиентские платежи (DPRs). Многие наработки из этих сделок сейчас постепенно внедряются в сделки по новому закону о секьюритизации.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Александр СИНИЦЫН и Левон АЙРАПЕТЯН, «Делойт»
Секьюритизация: налоговые споры
К началу второго десятилетия существования секьюритизации на российском рынке сформировались лучшие практики, стандартные структуры и отработанные решения. Вместе с участниками рынка опыт анализа сделок секьюритизации активов получили и налоговые органы. Сложность сделок секьюритизации, большое количество вовлеченных сторон, отдельных соглашений, заключаемых в рамках сделок, а также относительно новая на российском рынке финансовая практика создают почву для возникновения рисков налоговых претензий. Судебная практика последних лет указала на слабые места и возможные области налоговых рисков при проведении сделок секьюритизации. Участникам рынка необходимо учитывать данный опыт.
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Адил ГУСЕЙНОВ и Владимир ДРАГУНОВ, «Бейкер и Макензи»
Базель III, младшие транши, структурирование сделок в новых реалиях
1 июля 2014 г. вступил в силу закон № 379-ФЗ, позволивший секьюритизировать широкий класс неипотечных активов на российском рынке. Центральный банк совместно с ключевыми участниками рынка разработал необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие реализовывать сделки на практике. В текущей экономической ситуации для поддержки рынка секьюритизации необходимы дополнительные стимулы, прежде всего на уровне пруденциального регулирования, в частности резервирования и банковских нормативов.
Инфраструктура рынка секьюритизации
Артем ДУБИНСКИЙ и Айгерим УРМАНОВА, FinInt Securitisation Services
Роль агента по контролю и представителя владельцев облигаций в сделках секьюритизации
Наличие агента по контролю является относительным новшеством в российской практике секьюритизации. Этот участник впервые появился в неипотечных сделках секьюритизации в июне 2015 г. Агент по контролю обеспечивает независимый мониторинг хода сделки, контроль параметров залогового обеспечения и их соответствие квалификационным критериям.
