Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Дмитрий ШАГАРДИН и Ольга ЛАПШИНА, банк «Санкт‑Петербург»
Цикл повышения ставок откладывается
Падение цен на commodities, довольно сильная волатильность на финансовых рынках в начале 2016 г. и очевидная слабость американской экономики в четвертом квартале 2015 г. стали причинами того, что по итогам январского заседания ФРС не пошел на дальнейшее ужесточение монетарной политики. Ни о каком цикле или серии повышения ставок пока говорить не приходится.
Секьюритизация в России и мире: ключевые тренды
Александр КАЗАКОВ, LL.M, руководитель группы по структурированию проектов, Евразийский Банк Развития
Секьюритизация: история и пути развития
За прошедшие 15 лет секьюритизация в России превратилась из никому не известного феномена в привычный и понятный инструмент, который успел пережить и стремительный взлет в конце 2000-х, и кризис 2009 г., а потом попасть в дурную компанию1. Объемы выпусков в последнее время падали, но сегодняшний системный кризис в России дает секьюритизации еще один шанс укрепиться на рынке.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Андрей СУЧКОВ, начальник управления секьюритизации, «ВТБ Капитал»
Вступительное слово
Катастрофы на рынке ипотечного кредитования в 2015 г. не произошло. Объем ипотечного портфеля даже увеличился, хотя выдача упала достаточно сильно — примерно на 40% к предыдущему году. В условиях ускоренного роста депозитной базы вопрос фондирования не стоял остро, и на фоне высокой волатильности финансовых рынков даже наиболее стойкие приверженцы секьюритизации из числа ипотечных кредиторов не проявляли особой активности. В результате выпуск ипотечных ценных бумаг сократился в 2.5 раза, а их доля в общем объеме фондирования выдачи ипотечных кредитов упала с 14% в 2014 г. до 7% в 2015 г.
Секьюритизация ипотечных активов: новые вызовы
Тенгиз КАЛАДЗЕ, руководитель отдела секьюритизации активов, директор управления структурных продуктов департамента глобальных рынков, Sberbank CIB
Ипотечная секьюритизация в России: поиск новой точки опоры
Р оссийский рынок ипотечной секьюритизации вступил в сложный период. С одной стороны, налицо явный прогресс в развитии внутренней инфраструктуры. С момента введения секторальных санкций в отношении государственных банков в августе 2014 г. российские юридические фирмы и управляющие компании отмечают значительное увеличение объемов бизнеса, расширяются возможности использования национальных рейтингов. В 2015 г. пенсионные фонды стали активнее использовать структурированные инструменты и ищут новые возможности для инвестирования в качественные долгосрочные бумаги. В конце 2015 г. был принят Федеральный закон № 461-ФЗ (действует с 10.01.2016), который упростил выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ), распространив на них возможность регистрации программ облигаций, включения в документацию положений о limited recourse (ограниченном регрессе) и структурирования сделок с револьверным пулом активов.
Case studies: российский и мировой опыт секьюритизационных сделок. Лучшие практики
Станислав ДАМБРАУСКАС, вице-президент департамента глобальных рынков, Sberbank CIB
Вопросы реструктуризации ипотечных активов залогового обеспечения по облигациям
Глобальные экономические потрясения последних лет не могли не отразиться на платежеспособности населения применительно к кредитам. Ипотечный кредит выдается на длительный срок, а размер платежа составляет существенную часть доходов семьи. Как минимум один спад в экономике с учетом семилетнего цикла с высокой степенью вероятности коснется каждого ипотечного кредита. Кредиторам и заемщикам придется решать вопросы реструктуризации долга. Развитие программ досудебной реструктуризации долга стало стандартным решением для многих российских и мировых банков. До недавнего времени секьюритизация ипотеки по российскому праву создавала непреодолимые препятствия для общепринятой практики реструктуризации долга и изменения условий кредитования в досудебном порядке. Такие ограничения были связаны не только с законодательством, но и с требованиями рейтинговых агентств, поручителей по облигациям. Основной причиной столь консервативного подхода является защита интересов владельцев облигаций в части получения заявленного дохода и номинала по бумагам. Мы исследовали практические аспекты реструктуризации кредитных обязательств в выпусках облигаций ряда стран – лидеров в области секьюритизации
Правовые и налоговые вопросы в сделках секьюритизации
Илья БАРЕЙША, адвокат, старший юрист, АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Секьюритизация автокредитов АО «Кредит Европа Банк»: правовые и структурные вопросы
23 июня 2015 г. на Московской бирже со значительным спросом со стороны рыночных инвесторов прошло размещение по открытой подписке облигаций старшего транша ООО «Специализированное финансовое общество Европа 14-1А» Облигации младшего транша были в тот же день размещены по закрытой подписке оригинатору — АО «Кредит Европа Банк» (КЕБ). Исполнение обязательств эмитента по облигациям обоих траншей обеспечено залогом прав требования по автокредитам, которые КЕБ уступил в пользу СФО, а также залогом денежных прав требования СФО по договорам банковского счета. Международные рейтинговые агентства присвоили облигациям старшего транша кредитный рейтинг инвестиционного уровня, превышающий на одну ступень суверенный рейтинг России и на четыре ступени — рейтинг Кредит Европа Банка как банка-оригинатора: Baa3 по шкале Moody’s и BBB- по шкале Standard & Poor’s. На момент подготовки статьи эта секьюритизация оставалась единственной публичной сделкой, проведенной СФО по так называемому Закону о секьюритизации. Мы проанализировали ключевые структурные и правовые аспекты сделки, которые во многом и обусловили ее успех.
Инфраструктура рынка секьюритизации
Елена КИНДЕЕВА, директор по правовым вопросам, ООО «Спецдепозитарий Сбербанка»
Ипотечное покрытие: проблемы правоприменения
В 2015 г. Банк России опубликовал план развития финансового рынка России на ближайшие три года. Для усиления роли рынка капитала в финансовой системе регулятор предполагает не только совершенствовать институт секьюритизации и создать единые стандарты для него, но и улучшить инфраструктуру управления обеспечением.


