в номере:

Россия:

От редакции

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Запрос во Вселенную

Знаете, больше всего я люблю вот этот первый номер каждого года. Почему? Во-первых, потому что он дает возможность спокойно подвести черту под годом ушедшим, выдохнуть, набрать побольше воздуха в легкие и решить, куда плыть дальше. Именно в первом номере нового года мы традиционно публикуем большой обзор с Российского облигационного конгресса. И это тоже моя любимая часть «мерлезонского балета». РОК, отметивший в 2017 году свой юбилей, по-прежнему остается лучшим барометром рыночных настроений. Хотите понять, что происходит на долговом рынке, — приезжайте в Питер в декабре, уверяют старожилы облигационной индустрии. А если ненароком пропустили — просто возьмите в руки первый номер Cbonds Review и прочтите отчет с конгресса.


Пульс рынка

Консенсус-прогноз

Консенсус-прогноз на 2018 год

Согласно консенсус-прогнозу на 2018 год, большинство экспертов, опрошенных Cbonds, ожидают сохранения положительной динамики реального ВВП России на уровне 1.8% год к году. По мнению рынка, инфляция будет ускоряться и составит в среднем 3.8% год к году. Эта цифра близка к целевому уровню в 4%, установленному Банком России. Ожидания по валютному курсу находятся в диапазоне 58–59 руб. и 71–72 руб. для пар рубль — доллар и рубль — евро соответственно при цене нефти Brent $61.2 за баррель. Динамика инфляции в США позволяет экспертам прогнозировать два-три повышения ставки ФРС за 2018 год. Таким образом, ключевой индикатор окажется в диапазоне 2.25–2.5% годовых. Большая часть опрошенных аналитиков полагают, что нахождение инфляции вблизи таргета позволит ЦБ продолжить смягчение денежно-кредитной политики. Ориентир по ключевой ставке ЦБ РФ находится в диапазоне 6.75–7% годовых. Уровень доходности трехлетних российских гособлигаций может составить 6.5–6.75% годовых.


Мнение

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Есть ли жизнь после марта 2018 года?

Президентская кампания, которая (не) ведется в России в обстановке тотальной обреченности и невиданно низкого интереса избирателей, вовсе не является чем-то аномальным по отношению к происходящему в российской экономике. В отличие от многих других лет — 2000-го, когда «на кону» стоял вариант «выхода из 1990-х»; 2004-го, когда стартовала полно-масштабная деприватизация; 2008-го, когда, казалось, у Путина появился преемник, и даже 2012-го, когда «рокировка» возмутила общественное спокойствие, — сейчас все понимают, что в России не только стабильно, как на кладбище, но и будет стабильно так, пока «национальный лидер» туда не переселится. Однако это вовсе не означает, что нашей экономике уготована катастрофа, о которой возвещают многочисленные оппоненты режима, год от года предсказывающие его крах, однако так его и не наблюдающие.


Мнение

Николай Кащеев, Промсвязьбанк

Николай Кащеев, Промсвязьбанк

Прекрасные руины будущего

На ресурсе CCN.com можно встретить десятки заголовков следующего вида: «Мошенническая биткойн-компания атакует неверных супругов через обычную почту», «Мошенничество с майнингом на $250 млн? Корейские прокуроры выдвигают обвинения», «Число случаев мошенничества с биткойном в Австралии выросло на 126% за неделю: служба защиты потребителей» и тому подобные. Из последней статьи узнаем, в частности, что за неделю (речь про начало ноября 2017 года) имело место 77 сообщений о мошенничестве, связанном с биткойном.


Тема номера

Интервью с Александром Даниловым, старшим директором Fitch Ratings

Интервью с Александром Даниловым, старшим директором Fitch Ratings

«В первой сотне банков еще больше 10 слабых игроков»

Cbonds Review обсудил с Александром Даниловым, старшим директором в международном рейтинговом агентстве Fitch Ratings, как долго ЦБ будет продолжать расчистку российского банковского сектора, затронет ли эта кампания уже в 2018 году новые крупные имена, могут ли госбанки стать дополнительным источником риска для системы, какие примеры бизнесов частных банков можно считать вполне успешными и через сколько лет в России может остаться всего 50 банков.


Тема номера

Егор Федоров, ING Bank

Егор Федоров, ING Bank

Субординированные облигации российских банков: rest in peace?

Рынок субординированных облигаций российских банков превратился в экзотический. Позволить себе разместить новые субординированные бумаги на внутреннем рынке смогут только очень крепкие банки, на внешнем — один-два. Для остальных в условиях действующих санкций публичный долговой рынок закрыт.