в номере:

Россия:

От редакции

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Запрос во Вселенную

Знаете, больше всего я люблю вот этот первый номер каждого года. Почему? Во-первых, потому что он дает возможность спокойно подвести черту под годом ушедшим, выдохнуть, набрать побольше воздуха в легкие и решить, куда плыть дальше. Именно в первом номере нового года мы традиционно публикуем большой обзор с Российского облигационного конгресса. И это тоже моя любимая часть «мерлезонского балета». РОК, отметивший в 2017 году свой юбилей, по-прежнему остается лучшим барометром рыночных настроений. Хотите понять, что происходит на долговом рынке, — приезжайте в Питер в декабре, уверяют старожилы облигационной индустрии. А если ненароком пропустили — просто возьмите в руки первый номер Cbonds Review и прочтите отчет с конгресса.


Пульс рынка

Консенсус-прогноз

Консенсус-прогноз на 2018 год

Согласно консенсус-прогнозу на 2018 год, большинство экспертов, опрошенных Cbonds, ожидают сохранения положительной динамики реального ВВП России на уровне 1.8% год к году. По мнению рынка, инфляция будет ускоряться и составит в среднем 3.8% год к году. Эта цифра близка к целевому уровню в 4%, установленному Банком России. Ожидания по валютному курсу находятся в диапазоне 58–59 руб. и 71–72 руб. для пар рубль — доллар и рубль — евро соответственно при цене нефти Brent $61.2 за баррель. Динамика инфляции в США позволяет экспертам прогнозировать два-три повышения ставки ФРС за 2018 год. Таким образом, ключевой индикатор окажется в диапазоне 2.25–2.5% годовых. Большая часть опрошенных аналитиков полагают, что нахождение инфляции вблизи таргета позволит ЦБ продолжить смягчение денежно-кредитной политики. Ориентир по ключевой ставке ЦБ РФ находится в диапазоне 6.75–7% годовых. Уровень доходности трехлетних российских гособлигаций может составить 6.5–6.75% годовых.


Мнение

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Есть ли жизнь после марта 2018 года?

Президентская кампания, которая (не) ведется в России в обстановке тотальной обреченности и невиданно низкого интереса избирателей, вовсе не является чем-то аномальным по отношению к происходящему в российской экономике. В отличие от многих других лет — 2000-го, когда «на кону» стоял вариант «выхода из 1990-х»; 2004-го, когда стартовала полно-масштабная деприватизация; 2008-го, когда, казалось, у Путина появился преемник, и даже 2012-го, когда «рокировка» возмутила общественное спокойствие, — сейчас все понимают, что в России не только стабильно, как на кладбище, но и будет стабильно так, пока «национальный лидер» туда не переселится. Однако это вовсе не означает, что нашей экономике уготована катастрофа, о которой возвещают многочисленные оппоненты режима, год от года предсказывающие его крах, однако так его и не наблюдающие.


Top view

Интервью с Дмитрием Курдюковым, первым заместителем председателя Внешэкономбанка

Интервью с Дмитрием Курдюковым, первым заместителем председателя Внешэкономбанка

«Наша задача — развивать локальный рынок синдикаций»

В 2018 году на базе Внешэкономбанка заработает Фабрика проектного финансирования. У нее, по мнению чиновников, амбициозная цель — перезапустить инвестиционный процесс в стране. В феврале идеологи Фабрики объявили о дебютных проектах, финансирование которых начнется уже в первом квартале. Cbonds Review поговорил с первым заместителем председателя, членом правления Внешэкономбанка Дмитрием Курдюковым о том, охотно ли банки идут в «Фабрику», будет ли спрос на «фабричные» облигации у рыночных инвесторов и какие потенциальные риски несет этот инструмент.


Тема номера

Ярослав Лисоволик,  Евгений Винокуров, Евразийский банк развития

Ярослав Лисоволик, Евгений Винокуров, Евразийский банк развития

Российская экономика: в поисках собственной стратегии

В 2017 году внешнеэкономическая конъюнктура носила для России в целом позитивный характер и не препятствовала продолжению восстановления экономики. Согласно оценке МВФ, прирост мировой экономики в 2017 году составил 3.7%. Ускорение роста происходило практически повсеместно — в Америке, Европе и ряде стран Азии. Китай остается на устраивающей всех траектории роста. Одним из главных рисков, способных подорвать мировую экономическую активность в 2018 году, может стать назревающая коррекция на финансовых рынках.


Тема номера

Александр Варюшкин, FP Wealth Solutions

Александр Варюшкин, FP Wealth Solutions

Куда кривая вывезет

Как часто в последнее время у вас появлялось ощущение, что на облигационном рынке происходит нечто такое, чего давно не было? Лично у меня постоянно. Во-первых, волатильность: она сильно снизилась. Аккуратный подсчет показывает, что последний раз реализованная волатильность 10-летних казначейских облигаций США была такой низкой в начале 60-х годов прошлого века. На рынке US Treasuries стало так скучно, что доходность 10-леток перестала быть первым пунктом в списке того, с чем вы сверяетесь первым делом, приходя утром на деск. Когда еще такое было? Впрочем, если взять историю подлиннее (лет этак за 200!) то окажется, что ничего необычного с волатильностью не происходит — похоже, она снижается вместе с процентными ставками с начала 80-х годов и, в принципе, вполне может находиться гораздо ниже текущих уровней весьма продолжительное время…