От редакции
Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review
Запрос во Вселенную
Знаете, больше всего я люблю вот этот первый номер каждого года. Почему? Во-первых, потому что он дает возможность спокойно подвести черту под годом ушедшим, выдохнуть, набрать побольше воздуха в легкие и решить, куда плыть дальше. Именно в первом номере нового года мы традиционно публикуем большой обзор с Российского облигационного конгресса. И это тоже моя любимая часть «мерлезонского балета». РОК, отметивший в 2017 году свой юбилей, по-прежнему остается лучшим барометром рыночных настроений. Хотите понять, что происходит на долговом рынке, — приезжайте в Питер в декабре, уверяют старожилы облигационной индустрии. А если ненароком пропустили — просто возьмите в руки первый номер Cbonds Review и прочтите отчет с конгресса.
Top view
Интервью с Дмитрием Курдюковым, первым заместителем председателя Внешэкономбанка
«Наша задача — развивать локальный рынок синдикаций»
В 2018 году на базе Внешэкономбанка заработает Фабрика проектного финансирования. У нее, по мнению чиновников, амбициозная цель — перезапустить инвестиционный процесс в стране. В феврале идеологи Фабрики объявили о дебютных проектах, финансирование которых начнется уже в первом квартале. Cbonds Review поговорил с первым заместителем председателя, членом правления Внешэкономбанка Дмитрием Курдюковым о том, охотно ли банки идут в «Фабрику», будет ли спрос на «фабричные» облигации у рыночных инвесторов и какие потенциальные риски несет этот инструмент.
Тема номера
Егор Сусин, Газпромбанк
Пять главных макрорисков 2018 года
В мировой экономике 2017 год прошел под флагом восстановления экономической активности после крайне неоднозначного 2016 года, который демонстрировал замедление экономического роста. Оживление развитых экономик и нормализация ситуации в сырьевых странах способствовали существенному улучшению ожиданий: в январе МВФ повысил прогноз по росту мировой экономики на текущий год до 3.9% — максимального уровня за последние семь лет. Однако в этой ситуации самоуспокоенности стоит все же отметить несколько рисков, которые могут сильно изменить экономическую повестку в текущем году.
Тема номера
Ярослав Лисоволик, Евгений Винокуров, Евразийский банк развития
Российская экономика: в поисках собственной стратегии
В 2017 году внешнеэкономическая конъюнктура носила для России в целом позитивный характер и не препятствовала продолжению восстановления экономики. Согласно оценке МВФ, прирост мировой экономики в 2017 году составил 3.7%. Ускорение роста происходило практически повсеместно — в Америке, Европе и ряде стран Азии. Китай остается на устраивающей всех траектории роста. Одним из главных рисков, способных подорвать мировую экономическую активность в 2018 году, может стать назревающая коррекция на финансовых рынках.
Тема номера
Алексей Третьяков, УК «Арикапитал»
Грозит ли США долговой кризис?
В начале 2018 года мировые фондовые индексы обновили исторические максимумы, облигации развивающихся стран сократили премию по отношению к безрисковым US Treasuries до минимума с 2007 года. Участники рынка сошлись во мнении, что растущая американская и мировая экономика — это хорошо для акций и валют развивающихся стран, плохо для доллара и долгосрочных облигаций. Защитные активы, такие как US Treasuries, потеряли привлекательность из-за ожиданий повышений ставки ФРС, ускорения инфляции и увеличения эмиссии для финансирования бюджетного дефицита США. Возможно, растущий тренд в рискованных активах и падающий тренд в защитных продолжится еще один или несколько месяцев. Но на долгосрочном горизонте проявляется фактор риска, который в отличие от уже приевшихся «пугалок» вроде замедления китайской экономики сработает с высокой долей вероятности в ближайшие два года. Речь идет о процентных расходах американского бюджета.
Asset Management
Марко Рипамонти, частный инвестор
Инвестиции в суверенные облигации: географический подход
Я часто слышу от профессионалов рынка инвестиций и частных инвесторов,управляющих своими капиталами, что мои финансовые результаты не могут быть реальными, так как инвестиции в государственные облигации априори не приносят больше 15–20% дохода. Объяснение такой точки зрения, как правило, сводится к теории управления рисками и общей статистике провалов, но не подтверждается конкретными данными. Попробую описать главные принципы своей инвестиционной стратегии, опирающейся на простую концепцию анализа конъюнктуры конкретной страны.
