в номере:

Россия:

Инструментарий

От редакции

20 лет спустя

20 лет назад в августе Россия объявила дефолт по своим долговым обязательствам. Это был сильный кризис, который, однако, довольно быстро закончился. По крайней мере, так сегодня оценивают события 20-летней давности некоторые из их участников. Фактически после кризиса 98-го года и начал формироваться российский облигационный рынок. События развивались стремительно, и вот уже через каких-то 10 лет, в 2008 году, страна оказалась втянута в новую финансовую «заваруху». Для локального бондового рынка, который в середине нулевых рос как на дрожжах, это вылилось в череду дефолтов: в 2008–2009 годах по своим публичным обязательствам не смогли заплатить больше 100 (!) компаний, занявших деньги у инвесторов на облигационном рынке.


Мнение

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Владислав Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества

Почему в России не будет цифровой экономики

По мере того как Россия по своей политической организации становится все более несовременной страной, в ее элитах утверждается мода на разговоры не только о готовности к настоящему технологическому прорыву, но и о «цифровизации» всех сторон нашей жизни как главном элементе такового. Сам термин digital economy появился около 20 лет назад — в период, когда только начиналась первая волна доткомов и эксперты каждодневно упражнялись в придумывании красивых слов, характеризующих экономику будущего. Штамп прижился и со временем стал обозначать сектор, связанный с производством наиболее совершенных мобильных девайсов, программного обеспечения, со Всемирной паутиной, социальными сетями, интернет-торговлей и так далее.


Тема номера

Тема номера

Дмитрий Румянцев, директор, LEGAL CAPITAL Investor Services Михаил Малиновский, партнер, LECAP

Дмитрий Румянцев, директор, LEGAL CAPITAL Investor Services Михаил Малиновский, партнер, LECAP

Реструктуризация облигаций: российская и западная практика

Введение институтов общего собрания владельцев облигаций и представителя владельцев облигаций существенно упростило жизнь заемщикам при реструктуризации рублевых выпусков облигаций. Однако несмотря на ряд успешных сделок по реструктуризации, остается открытым вопрос: насколько формирующаяся российская практика сопоставима с рынком еврооблигаций и применим ли зарубежный опыт в российской действительности.


Тема номера

Дмитрий Космодемьянский, банк ФК «Открытие»

Дмитрий Космодемьянский, банк ФК «Открытие»

Caveat emptor

На восьмом — и первом для меня — конгрессе Cbonds в 2010 году в рамках одной из сессий был доклад команды, размещавшей эмитентов условно третьего эшелона. Рядом сидел коллега-управляющий, скептически воспринимавший бодрые речи докладчика. В какой-то момент терпению его пришел конец — он обернулся и с досадой сказал: «И так уже несколько раз подряд: кризис, потом на рынок выходит первый эшелон, за ним подтягивается второй, потом начинают размещать, а потом всех… — его раскрытая ладонь описала широкий круг в воздухе и с хлопком опустилась на сжатый кулак другой руки, — опять кризис. И всё по новой». К тому времени я прошел через 2008 год с портфелем облигаций «непервого эшелона» и паттерн усвоил. Впрочем, судя по результатам публичных портфелей других управляющих, «так» было не только у меня.


Тема номера

Дмитрий Адамидов, частный инвестор

Дмитрий Адамидов, частный инвестор

Из истории российских дефолтов: заметки инвестора

В 2013–2014 годах я оказался «счастливым» обладателем нескольких выпусков облигаций, впоследствии прошедших через дефолты и реструктуризации. Время показало, что это было только начало. 1 июля 2014 года были приняты поправки в закон «О рынке ценных бумаг» (39-ФЗ), которые существенно ухудшили права мелких облигационеров и сократили возможности добиваться досрочного погашения бумаг в случае ухудшения условий выпуска. Эмитенту, в частности, стало не нужно договариваться со всеми облигационерами, теперь достаточно было набрать 75% голосов держателей. Также в законодательстве появились такие понятия, как общее собрание владельцев облигаций (ОСВО) и представитель владельцев облигаций (ПВО), существенно сократились сроки регистрации изменений, принимаемых в ходе реструктуризации. Все эти новации открыли новую страницу в истории российского рынка корпоративных облигаций. Проявились эти изменения не сразу, а примерно со второй половины 2015 года, когда кризис вынудил многих эмитентов прибегнуть к реструктуризации.


Слово эмитента

Интервью с Василием Селивановым, руководителем холдинга LEGENDA

Интервью с Василием Селивановым, руководителем холдинга LEGENDA

«Мы доказали инвесторам надежность своей финансовой и бизнес-модели»

В июле петербургский девелопер LEGENDA вышел на публичный рынок заимствований с дебютным займом, сумев привлечь у инвесторов почти 1.5 млрд руб. под 14% годовых. Cbonds Review расспросил руководителя холдинга LEGENDA Василия Селиванова, почему инвесторы поверили в компанию, за счет чего группа может позволить себе привлекать средства по заявленной ставке, и как ужесточение законодательства, регулирующего деятельность девелоперов, скажется на бизнесе компании.