Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Хроники судного месяца
7 апреля 2020 года. Число выявленных зараженных: 1 427 071. Пост в Facebook: «Мир находится на пороге грандиозной монетизации, невероятной — по объемам — даже на фоне десятых годов эмиссии. Это несложно. Огромные дефициты бюджета у тех, у кого они были и так велики и у кого и так разрастался немалый госдолг, — это вопрос на 100% решенный. В радиопередаче «Особое мнение» на «Эхе Москвы» был задан резонный вопрос: «Кто покупал Treasuries? Помимо внутренних инвесторов, где резко выросла роль ФРС, еще и те, кто имел профицит торговли с долларовым миром: прежде всего ЮВА и нефтяные экспортеры. Сколько долговых бумаг они купят теперь? У них-то теперь несколько иные проблемы, нежели пристройство избыточной долларовой ликвидности».
Тема номера
Игорь ГАЛАКТИОНОВ, эксперт по фондовому рынку, БКС Брокер
Дивидендные акции vs облигации: нюансы выбора
Дивидендные акции имеют много общего с длинными облигациями. Благодаря этому стратегии инвестирования в упомянутые инструменты имеют сходные черты и часто рассматриваются как взаимозаменяющие. И у одного, и у другого инструмента есть свои плюсы и минусы, которые следует рассмотреть перед тем, как сформировать окончательное мнение о выборе той или иной ценной бумаги для решения конкретной финансовой задачи.
Пульс рынка
Степан ЕРМОЛКИН, начальник управления рынков долгового капитала, Московский кредитный банк
Рынок выработал иммунитет к пандемии
Текущий год начался весьма позитивно для локального и международных рынков капитала; российские эмитенты успешно провели ряд сделок по размещению как рублевых облигаций, так и евробондов. Однако уже в начале марта стало очевидно, что мы столкнулись с ситуацией, принципиально отличающейся от всех предыдущих кризисов. Давление возникло сразу с двух сторон. Во-первых, резкое замедление всех ключевых экономик в связи с мировой эпидемией коронавируса. Во-вторых, небывалое в новейшей истории падение цен на нефть (более чем на 30% за день) и, как следствие, обвал рынка акций, ослабление курса рубля и рост процентных ставок.
Юридическая практика
Михаил МАЛИНОВСКИЙ, партнер, LECAP, Анна ГОРЕЛОВА, юрист, LECAP
COVID-19: непреодолимая сила или триггер для дефолта
Такое непредвиденное событие, как эпидемия коронавируса, ставит вопрос: кто в итоге примет на себя его последствия? Предприниматели, финансовые организации, вкладчики, которые профинансировали такие организации, или все общество? Последствия в любом случае не могут быть распределены равномерно, кто-то пострадает больше, кто-то меньше. Распределению негативных последствий среди всего общества способствуют вводимые органами государственной власти меры (программы выкупа активов, снижение социальных взносов, отсрочки по уплате налогов). Однако распределение рисков и последствий их реализации между бизнесом, финансовыми организациями и их вкладчиками в значительной степени определяется гражданским правом.
Юридическая практика
Илья БАРЕЙША, партнер, Адвокатское бюро ЕМПП, Олег БЫЧКОВ, партнер, Адвокатское бюро ЕМПП, Станислав ВАСИЛЬЕВ, партнер, Адвокатское бюро ЕМПП
Конвертация долга в капитал: ключевые опции, вопросы, риски
Конвертация долга в капитал (debt to equity swap) — механизм, используемый в международной и российской практике. С ростом общего количества сделок,совершаемых в рамках российского права, правовой контекст регулирования этого вопроса в России становится все более востребован. Тема конвертации долга в капитал достаточно широко распространена в работе бизнеса, особенно если бизнес / его собственники сталкиваются с необходимостью реструктуризации долга. При этом конвертация может быть актуальна как для зрелого бизнеса, когда объем долга может нарушить уже имеющиеся ковенанты и привести к дефолту, так и при венчурном инвестировании или инвестировании на более поздних стадиях. В российских реалиях механизм конвертации может использоваться не только акционерными обществами, но и обществами с ограниченной ответственностью.
Уроки истории
Сергей ПАХОМОВ, доктор экономических наук
«Черная смерть» и рождение нового экономического порядка
К концу XIII века средневековая Западная Европа достигла вершины своего экономического развития. Казалось, ничто не предвещало катастрофических бедствий, которые унесут миллионы жизней и навсегда изменят жизнь континента. Но XIV век стал веком голода, болезней, войн и смерти, затяжного всеобщего кризиса, уничтожившего цивилизацию европейского Средневековья. Практически все следующее столетие ушло на медленное восстановление,итогом которого стало наступление эпохи Ренессанса и Реформации, зарождение капитализма.
Нобелевские лауреаты по экономике
Михаил ПАХНИН, доцент факультета экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, Юлия ВЫМЯТНИНА, профессор факультета экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге
Бесполезное решение глобальной проблемы. Нобелевская премия Уильяма Нордхауса
В 2018 году одним из двух экономистов 1 , которым была присуждена премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, стал Уильям Нордхаус с формулировкой «За интеграцию изменений климата в долгосрочный макроэкономический анализ». Нордхаус одним из первых начал учитывать экономические последствия климатических изменений на макроуровне. Пожалуй, этим его вклад и ограничивается.


