Мнение
Дмитрий НАЗАРОВ, ведущий аналитик, рейтинги финансовых институтов, S&P Global Ratings, Сергей ВОРОНЕНКО, директор, рейтинги финансовых институтов, S&P Global Ratings
Качество активов и давление на маржу остаются ключевыми вопросами для российских банков
В 2020 году российские банки продемонстрировали устойчивость к экономическому шоку, вызванному пандемией COVID-19. Крупнейшим банкам удалось избежать значительного ухудшения качества кредитного портфеля. При этом большинство банков сохранили приемлемый уровень рентабельности и достаточности капитала, несмотря на рост отчислений в резервы. Тем не менее в 2021 году многие заемщики так и не смогут восстановиться от последствий экономического спада, а низкие процентные ставки окажут давление на маржу. Как банки будут справляться с этими вызовами и что ждет российский банковский сектор в среднесрочной перспективе?
Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Кое-что о пагубных пристрастиях
Когда после памятных событий 2008 года некоторые исследователи говорили, что выход из финансового кризиса не бывает быстрым, они имели в виду прежде всего Японию 1990-х
Тема номера
Сергей ЧЕРНЫШЕНКО, старший портфельный управляющий, УК «ТФГ»
Новая реальность: как ESG меняет инвестиционную индустрию
В России локальные инвесторы пока мало интересуются социальной и экологической ответственностью, чего не скажешь о российских эмитентах. Годовые отчеты крупнейших сырьевых компаний страны начинаются теперь не с репорта о выдающихся операционных и финансовых результатах, а с отчета о том, как в компании обстоят дела с политикой в области ESG. На титульных слайдах презентаций красуются награды, полученные компаниями за экологичность и социальный вклад, а миллиарды рублей CAPEX заложены на программы, которые подразумевают модернизацию производства для соответствия строгим экологическим стандартам.
Asset management
Георгий МАЙОРОВ, глава департамента инвестиционных продуктов Sova Capital
Уроки коронавируса и будущее индустрии доверительного управления
Тенденции на рынке управления активами претерпевают изменения под воздействием различных факторов, таких как уровень ставок в мире, количество доступных инструментов, поддержка от мировых центробанков и вливаний ликвидности, изменение спроса со стороны потребителей услуг.
Инструментарий
Людмила ГАДИЙ, призер конкурса студенческих работ Cbonds по рынку облигаций
Исследование взаимосвязи кредитных рейтингов эмитентов облигаций России и США с оценками кредитного риска
Для анализа взаимосвязи кредитных рейтингов, присвоенных эмитентам облигаций США и России различными рейтинговыми агентствами, и оценок кредитного риска, получаемых с использованием рыночных данных, было проведено построение кривых кредитных спредов на основе кривых бескупонной доходности, полученных с помощью моделей Нельсона-Зигеля и кубических сплайнов. На основании оценок дискриминационной способности кредитных спредов сделан вывод о том, что кредитные спреды не могут использоваться для аппроксимации кредитных рейтингов.
Инструментарий
Никита КАЛИНИН, начальник отдела анализа макроэкономики, отчетности и рейтингов, Cbonds
Реформа бенчмарков: все идет по плану?
Больше года назад в статье «Отказ от IBOR и переход к новым бенчмаркам» (Cbonds Review, №110, сентябрь 2019 года) автор подробно расписывал цель и планы перехода с межбанковских ставок типа IBOR на безрисковые ставки. Переход должен произойти до конца 2021 года. До важного события в жизни финансовых рынков остается меньше года. Как движется реформа? Предлагаем обзор ситуации по безрисковым ставкам в основных валютах — американском долларе (ставка SOFR), евро (ставка €STR), японской иене (ставка TONA), швейцарском франке (ставка SARON).
Книжная полка
Максим БУЕВ, проректор по стратегическому развитию, Российская экономическая школа (РЭШ)
В зеркале супермоделей, или История одной книги
Когда коллеги из Cbonds Review любезно предложили мне написать про нашу с Кириллом Ильинским книгу «В зеркале супермоделей. Рассказы о моделях в финансовой экономике», которая только что вышла в издательстве «Наука», я озадачился: непонятно, как обозревать собственную книгу, какой стиль выбрать, на чем делать акценты. А потом просто решил написать про сам процесс, который занял без малого аж 9 лет! Если измерять страницами, то в среднем мы писали где-то по 10 страниц в месяц. Для графа де Ля Фер это, конечно, очень мало, но для мушкетера Атоса — очень много. В повести Джерома К. Джерома «Как мы писали роман» главные герои так и не продвинулись дальше стадии планирования книги — мы же гордо можем сказать, что текст издан, несмотря на большое число препон, и что дальше наш творческий союз будет приносить плоды гораздо быстрее.


