Мнение

Дмитрий НАЗАРОВ, ведущий аналитик, рейтинги финансовых институтов, S&P Global Ratings, Сергей ВОРОНЕНКО, директор, рейтинги финансовых институтов, S&P Global Ratings
Качество активов и давление на маржу остаются ключевыми вопросами для российских банков
В 2020 году российские банки продемонстрировали устойчивость к экономическому шоку, вызванному пандемией COVID-19. Крупнейшим банкам удалось избежать значительного ухудшения качества кредитного портфеля. При этом большинство банков сохранили приемлемый уровень рентабельности и достаточности капитала, несмотря на рост отчислений в резервы. Тем не менее в 2021 году многие заемщики так и не смогут восстановиться от последствий экономического спада, а низкие процентные ставки окажут давление на маржу. Как банки будут справляться с этими вызовами и что ждет российский банковский сектор в среднесрочной перспективе?
TOP VIEW

Тимур МАКСИМОВ, заместитель министра, Министерство финансов Российской Федерации
Взгляд на год: прогнозы топ-персон
В ходе XVIII Российского облигационного конгресса Cbonds, который прошел в декабре 2020 года в Петербурге, ключевые персоны — спикеры пленарных сессий — часто делились своими прогнозами на ближайшее будущее. В этом материале мы собрали некоторые такие прогнозы.
Тема номера

Татьяна АМБРОЖЕВИЧ, директор департамента рынков долгового капитала, Росбанк
ESG-финансирование в России: долго запрягать, но быстро ехать?
Российский рынок «зеленых»/социальных облигаций находится на начальном этапе своего развития. В 2020 году мы наблюдали прирост объема выпусков, однако он остается пока очень скромным. Кроме того, не все выпуски полностью соответствуют одновременно и новому регулированию Банка России, и лучшим международным практикам. Но, как бы то ни было, именно тема ESG (environmental, social, governance) в ближайшем будущем станет во многом определяющей для развития экономики страны.
Тема номера

Юлия КАТАСОНОВА, младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам, «Эксперт РА»
Верификация инструментов устойчивого развития. Пособие для эмитентов
Рынок ESG-финансов сделал большой скачок в 2020 году. Объем размещений в секторе устойчивого развития в мире составил $380 млрд, в России — $1.8 млрд, из которых 75% пришлось на выпуск облигаций ОАО «РЖД». Для российского рынка устойчивых финансов прошлый год стал дебютным во всех направлениях. Состоялись первые выпуски вечных «зеленых» облигаций, социальных еврооблигаций банка и социальной секьюритизации, а также «зеленых» облигаций по новым стандартам эмиссии.
Тема номера

Кирилл МУРАВЛЕВ, независимый эксперт
Оценка дисконта в G-spread при ESG-верификации публичного долга
Считается, что выпуск ESG-облигаций повышает имидж компаний, а также дает возможность привлечь финансирование по сниженным ставкам и получить государственную поддержку в виде налоговых льгот, тем самым увеличивая конечную прибыль компании. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что долговые бумаги с показателем ESG-score имеют дисконт в G-spread по отношению к бондам без ESG-верификации, была проанализирована статистика облигаций на рынке ценных бумаг США по состоянию на сентябрь 2020 года.
Кадры

Анастасия ГЛЕБОВА, генеральный директор, Recruitment boutique S. M. Art
Рынок труда в инвестиционнобанковской сфере: тренды карантинного года
Рынок труда в инвестиционно-банковской сфере в карантинном 2020 году ожидаемо реагировал на события, происходившие в окружающем мире. При этом необычные внешние условия обусловили появление нескольких новых трендов.
Книжная полка

Максим БУЕВ, проректор по стратегическому развитию, Российская экономическая школа (РЭШ)
В зеркале супермоделей, или История одной книги
Когда коллеги из Cbonds Review любезно предложили мне написать про нашу с Кириллом Ильинским книгу «В зеркале супермоделей. Рассказы о моделях в финансовой экономике», которая только что вышла в издательстве «Наука», я озадачился: непонятно, как обозревать собственную книгу, какой стиль выбрать, на чем делать акценты. А потом просто решил написать про сам процесс, который занял без малого аж 9 лет! Если измерять страницами, то в среднем мы писали где-то по 10 страниц в месяц. Для графа де Ля Фер это, конечно, очень мало, но для мушкетера Атоса — очень много. В повести Джерома К. Джерома «Как мы писали роман» главные герои так и не продвинулись дальше стадии планирования книги — мы же гордо можем сказать, что текст издан, несмотря на большое число препон, и что дальше наш творческий союз будет приносить плоды гораздо быстрее.