Содержание
Владимир Иванов, главный редактор Cbonds Review
Читайте в номере
Сложности с банковским кредитованием компаний сегмента МСП — проблема старая, болезненная и, несмотря на программные заявления всех ветвей власти, так и не исправленная. Получить заем на приемлемых условиях для рядовой компании — задача непростая, нерешаемая, если у предприятия нет весомого имущества, которое можно предложить в качестве залога. Отношение к малому бизнесу понятно. Понятны и его причины — высокие риски невозврата. Впрочем, раздувать портфель потребительских кредитов с зашкаливающими просрочками банкам риски не мешают. Но не будем о плохом. Лучше о хорошем. Известная фраза о спасении утопающих, рожденная острыми умами Ильфа и Петрова, наверно, будет актуальной в России всегда. Вот и предприниматели, бултыхаясь в не меняющихся реалиях отечественного финансового рынка, поняли, что спасаться нужно самостоятельно. Рынок облигаций здесь стал очень кстати. Оказалось, что совсем необязательно иметь залог, чтобы привлечь ссудные средства в свою компанию, и срок заимствования может быть не год и меньше, как в случае с банковскими кредитами, а вполне комфортные 3–4. Да, здесь тоже есть свои недостатки — сложная и продолжительная процедура выпуска бумаг, процентная ставка выше, чем в банке (не обязательно!), но это реальная возможность привлечь инвестиции в свой бизнес. Подкрепляется все это розничным бумом, и, как сказал один из спикеров этого номера Cbonds Review, учитывая низкие ставки и огромную ликвидность от розничных инвесторов, было бы ошибкой не выпустить облигации, имея такую возможность. Да, пока это капля в море: в середине 2021 года на долговом рынке России обращалось всего 237 выпусков 111 эмитентов сегмента МСП. Большая часть из них — девелоперы и финансовые организации, но и реальный сектор постепенно наращивает свое присутствие. Развитие долгового рынка МСП тормозят непрозрачность большинства компаний, отсутствие кредитных рейтингов, которые оборачиваются более высокими ставками, и прочие причины. <...>
Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Несвязанные величины
Индекс P/E Шиллера (P/E с поправкой на цикличность, на самом деле — просто средний за 10 лет) для S&P500 достиг на момент написания этого текста значения 38.75, что выше, чем в «черный вторник», положивший старт Великой депрессии (тогда был 30), чем в «черный понедельник» 1987 года, памятного и нам (был ниже 20), выше кредитного сжатия 2008 года (чуть более 25) и лишь ниже пика накануне краха доткомов, тогда он был примерно 45, исторический максимум
Тема номера
Максим ЧЕРНЕГА, Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, Роман ЕФИМОВ, Наталья ВИНОГРАДОВА
Рост продолжится, но бурного развития не увидим
Последние 3 года рынок облигаций сегмента МСП показывал бурный рост. Способствовали этому и поддержка со стороны государства, и розничный бум, и в целом повышение интереса к долговым бумагам как со стороны инвесторов, так и со стороны потенциальных эмитентов. Недавно Московская биржа отчиталась за первое полугодие 2021 года, по итогам которого в «Секторе роста» было выпущено облигаций больше, чем за весь 2020-й. Между тем будущее рынка неочевидно: количество компаний, имеющих возможность выпустить облигации, ограниченно; сразу два дефолта, случившиеся в первой половине 2021 года, могут снизить интерес инвесторов к рискованным бумагам; негативно могут сказаться и новые ограничительные меры, вводимые Центробанком. Что ждет рынок капиталов для МСП — этот вопрос эксперты индустрии обсудили в рамках круглого стола, организованного Cbonds Review.
Asset management
Cbonds.ru
Emerging markets: где искать доходность
Какие EM-рынки и какие инструменты могут быть интересными для инвестора в ближайшее время — эти вопросы эксперты долгового рынка обсудили в рамках пленарной сессии «Инвестиционные идеи на рынках ЕМ: оценка инвесторами и возможности для эмитентов» на XVII Облигационном конгрессе стран СНГ и Балтии, организованном группой компаний Cbonds. О состоянии развивающихся экономик, о том, как будут меняться фазы экономического цикла и как это повлияет на состояние долговых рынков, — в нашем обзоре Cbonds Review.
Инструментарий
Ксения ЛИЖЕНИНА, выпускница Высшей школы менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет
Анализ премии зеленых облигаций
Cbonds провел второй конкурс студенческих работ по теме рынка ценных бумаг. Первое место заняла работа студентки Высшей школы менеджмента СПбГУ Ксении Лижениной, исследовавшей премию зеленых облигаций. Автор сопоставила зеленые облигации с аналогичными незелеными и выявила разницу в доходности, которая была принята за величину зеленой премии. Результаты анализа доказали существование зеленой премии и ее периодичность. Анализ разницы в ликвидности между зелеными и незелеными облигациями подтвердил, что между зеленой премией и ликвидностью существует причинная взаимосвязь. При этом ликвидность не является предиктором зеленой премии, из чего следует, что динамика премии может объясняться бихевиористическими мотивами инвесторов и их отношением к зеленым облигациям.
Юридическая практика
Анна ТУРИК, начальник управления организации эмиссии, департамент рынков капитала, ПАО «Совкомбанк»
Рынок перманентной реформы
Законодательство по эмиссии облигаций постоянно претерпевает изменения. Долгое время они внедрялись точечно, поступательно. Однако в последние 5–7 лет мы наблюдаем наиболее активные движения, порой кардинально меняющие устоявшуюся практику. Последняя глобальная реформа законодательства, регулирующего эмиссию облигаций, произошла больше года назад. Ее последствия рынок осмысливает до сих пор. И если одни нововведения пошли во благо растущему организму облигационного рынка, то другие скорее вызвали сложности с перевариванием.
Нобелевские лауреаты по экономике
Юлия ВЫМЯТНИНА, профессор факультета экономики, Европейский университет в Санкт‑Петербурге
Деньги важны, но не очень. Нобелевская премия 1976
В 1976 году премия Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля была присуждена Милтону Фридману «за его достижения в областях анализа потребления, истории и теории денег и за его демонстрацию сложности проведения стабилизационной политики». Исследовательские интересы Фридмана были разнообразны, выводы — противоречивы, но многими его идеями мы пользуемся до сих пор.


