Содержание
Развитие рынка ESG-облигаций
Александр Смирнов, директор департамента корпоративных финансов и казначейства, ПАО «МТС»
Интервью с эмитентом: МТС
Размещение дебютных социальных облигаций существенно расширило круг инвесторов в облигации МТС. Максимальной диверсификации базы инвесторов способствовало широкое использование цифровых каналов, в том числе банков организаторов. В целях привлечения максимально возможного количества инвесторов было организовано длящееся размещение на Московской бирже — в течение четырех рабочих дней, что давало каждому инвестору время для принятия решения, а розничному инвестору, ранее не имевшему брокерский счет, — возможность успеть его открыть и профинансировать. В результате во время размещения было получено почти 3000 заявок от максимально широкого круга инвесторов — банков, институциональных клиентов и преобладающего числа розничных инвесторов. Во время маркетинговой кампании мы наблюдали интерес и со стороны западных фондов, которые были готовы поучаствовать в размещении.
Развитие рынка ESG-облигаций
Деннис Шен, директор по суверенным рейтингам, Scope Ratings; Левон Камерян, заместитель директора по суверенным рейтингам, Scope Ratings
Страны Центральной и Восточной Европы выходят на рынок устойчивого финансирования
Государства-члены ЕС в Центральной и Восточной Европе выпускают растущие объемы ESG-облигаций, несмотря на то что общий рост европейского рынка заемного капитала в этом сегменте замедлился в 2022 году после периода быстрого роста. Долгосрочная тенденция роста спроса на ESG-облигации повышает гибкость правительств в отношении финансирования
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Юлия Титова, первый вице-президент, ПАО «Московский Кредитный Банк»
Опыт внедрения практик ESG
Для Московского кредитного банка ESG-повестка — часть нашего ДНК, ментальность, в которой мы живем уже более 10 лет, последовательно повышая требования к усовершенствованию внутренних подходов к устойчивому развитию. Наш банк стал первой кредитной организацией с публичной ESG-стратегией в виде отдельного документа.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Алексей Антипин, финансист, генеральный директор, ООО «Юнисервис Капитал»
ESG в третьем эшелоне
Три фактора могут стать двигателями развития ESG-облигаций в третьем эшелоне: • Поддержка государства, в частности субсидии на обслуживание купонных выплат и компенсацию затрат на получение ESG-рейтинга. Благодаря этому эмитент сможет предложить более или менее рыночные условия инвесторам, чтобы привлечь их в выпуск. Тем более что экология — это полностью государственная сфера интересов. • Простота получения статуса «зеленых» облигаций. Пока что эти требования не очень прозрачны и понятны широкому кругу организаторов и эмитентов. В любом случае административные барьеры всегда отбивают желание бизнеса ввязываться в какие-то новые проекты и авантюры. • Развитие экологической сознательности в обществе и инвестиционном сообществе.
Регулирование финансирования устойчивого развития и инфраструктура рынка
Марина Слуцкая, директор подразделения «Устойчивое развитие» АО «Банк ДОМ.РФ»; Евгения Либефорт, руководитель подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «ДОМ.РФ»
ДОМ.РФ — двигатель повестки устойчивого развития в жилищном строительстве и ЖКХ
Внедрение ESG-подходов при реализации проектов как жилищного, так и инфраструктурного строительства активно начало развиваться с 2021 года, когда постановлением Правительства РФ (от 21.09.2021 № 1587) была принята национальная зеленая таксономия, закрепляющая подходы к зеленому строительству — строительство экологичных зданий и сооружений в соответствии с национальными стандартами и реализация проектов, направленных на повышение энерго- и теплоэффективности действующих сооружений. На основе зеленой таксономии и международных подходов разрабатываются и внедряются инструменты зеленого финансирования. При этом и у населения появляется больший интерес к энергоэффективному, экономному в эксплуатации и экологичному жилью. Для застройщиков и девелоперов ESG-подходы преимущественно связаны со строительством жилья с учетом экологической и социальной ответственности.


