Развитие рынка ESG-облигаций
Дмитрий Пятыгин, начальник инвестиционного отдела, АО «Национальный НПФ»
Интервью с инвестором: Актуальна ли ESG-повестка для финансового рынка России в «новой реальности»?
Фонд активно разрабатывает пенсионные продукты с ESG-направленностью со стратегиями отрицательной селекции — активы в рамках этих программ не будут инвестированы в загрязняющие производства и в компании, которые не имеют активную социальную повестку, или компании с выявленными публичными случаями некорректного корпоративного поведения, компании, владеющие вредными производствами.
Развитие рынка ESG-облигаций
Александр Ермак, главный аналитик долговых рынков, БК «РЕГИОН»
Рынок рублевых облигаций: основные показатели 2021 года
В качестве основных тенденций
на первичном рынке корпоративного
долга в 2021 года можно выделить:
• высокую активность эмитентов банковского сектора, лизинговых компаний
и компаний жилищного строительства;
• снижение ставок и увеличение первоначальных объемов размещения выпусков в ходе book-building на фоне дефицита качественных предложений, особенно
во второй половине года;
• расширение спрэдов при первичных
размещениях к собственным вторичным
кривым эмитентов на фоне их компрессии к кривой ОФЗ из-за отставания роста
доходности на вторичном рынке корпоративных облигаций по сравнению с доходностью ОФЗ в первой половине прошлого
года и противоположенные тенденции
во второй половине года на фоне опережающего роста доходности корпоративных облигаций относительно ставок ОФЗ;
• рост активности компаний-дебютантов (ТФН, «Боржоми Финанс», «Селектел», «Аэрофьюэлз», Продовольственная
контрактная корпорация, «М Видео»,
МТС-Банк, «Синара ТМ», «реСтор», «Мэйл.
ру Финанс», «ТАМИ и Ко», СОПФ «Инфраструктурные облигации», Росгеология);
• сохранение тенденции к сокращению
дюрации размещаемых выпусков, начавшейся во второй половине прошлого года;
• сохранение интереса к рублевому
рынку у иностранных эмитентов; новые
выпуски разместили: «Ритейл Бел Финанс» (SPV белорусской группы компаний
«Евроторг» / Eurotorg Holding PLC), планируют: «КФК Финанс», «Алтын Голд Финанс» (Республика Казахстан);
• рост популярности ESG-выпусков:
г. Москва (выпуск на 70(!) млрд руб.), Атомэнергопром, Сбербанк, КАМАЗ, МТС
(социальные), «Синара ТМ»; в 2021 году
на рублевом облигационном рынке обращалось 17 выпусков зеленых и 3 выпуска
социальных облигаций
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Алексей Тарасов, эксперт по рынку синдицированного кредитования, к. э. н., EMBA
ESG-сделки на рынке синдицированного кредитования
В статье рассматриваются сделки, привязанные к показателям корпоративной социально-экологической ответственности («ESG»), реализуемые на рынке синдицированного кредитования. В первом разделе — обзор рынка синдицированного кредитования за 2021 год, включая статистику по сделкам ESG. Во втором — описывается разработанная ведущими ассоциациями кредитного рынка методологическая база для структурирования, реализации и мониторинга сделок ESG. В третьем разделе приводятся примеры ESG-сделок для российских корпораций и финансовых институтов на рынке синдицированного кредитования
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Алексей Антипин, финансист, генеральный директор, ООО «Юнисервис Капитал»
ESG в третьем эшелоне
Три фактора могут стать двигателями развития ESG-облигаций в третьем эшелоне: • Поддержка государства, в частности субсидии на обслуживание купонных выплат и компенсацию затрат на получение ESG-рейтинга. Благодаря этому эмитент сможет предложить более или менее рыночные условия инвесторам, чтобы привлечь их в выпуск. Тем более что экология — это полностью государственная сфера интересов. • Простота получения статуса «зеленых» облигаций. Пока что эти требования не очень прозрачны и понятны широкому кругу организаторов и эмитентов. В любом случае административные барьеры всегда отбивают желание бизнеса ввязываться в какие-то новые проекты и авантюры. • Развитие экологической сознательности в обществе и инвестиционном сообществе.
Регулирование финансирования устойчивого развития и инфраструктура рынка
Марина Слуцкая, директор подразделения «Устойчивое развитие» АО «Банк ДОМ.РФ»; Евгения Либефорт, руководитель подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «ДОМ.РФ»
ДОМ.РФ — двигатель повестки устойчивого развития в жилищном строительстве и ЖКХ
Внедрение ESG-подходов при реализации проектов как жилищного, так и инфраструктурного строительства активно начало развиваться с 2021 года, когда постановлением Правительства РФ (от 21.09.2021 № 1587) была принята национальная зеленая таксономия, закрепляющая подходы к зеленому строительству — строительство экологичных зданий и сооружений в соответствии с национальными стандартами и реализация проектов, направленных на повышение энерго- и теплоэффективности действующих сооружений. На основе зеленой таксономии и международных подходов разрабатываются и внедряются инструменты зеленого финансирования. При этом и у населения появляется больший интерес к энергоэффективному, экономному в эксплуатации и экологичному жилью. Для застройщиков и девелоперов ESG-подходы преимущественно связаны со строительством жилья с учетом экологической и социальной ответственности.
Регулирование финансирования устойчивого развития и инфраструктура рынка
Андрей Мурыгин, эксперт в области проектных и структурных облигаций, деривативов и структурного финансирования; Адиля Такташова, эксперт в еврооблигациях и зеленом финансировании
Зеленые и социальные облигации — опыт международных и локальных эмиссий
Нынешнее состояние международных отношений вряд ли позволит российским эмитентам быстро вернуться на европейские облигационные рынки. В этих условиях можно ожидать роста объемов и разнообразия внутренних облигационных выпусков. При этом отечественные эмитенты и организаторы наверняка захотят попробовать выстроить отношения с новыми инвесторами в Азии и на Ближнем Востоке и предложить им облигационный продукт, близкий по структуре и качеству раскрытия информации к еврооблигациям, но при этом выраженный в местных валютах или в рублях и, возможно, в большей степени полагающийся на отечественную инфраструктуру. В России уже был успешный опыт структурирования суверенных еврооблигаций Минфина РФ с использованием инфраструктуры НРД. В данном русле еще до 2022 года начались разработки возможной структуры выпуска «прямых» международных корпоративных облигаций крупными российскими эмитентами, где можно было бы избавиться от иностранной компании эмитента-SPV и некоторых сервис-провайдеров, участие которых может быть заблокировано санкциями.


