Содержание
Алексей Иевлев, руководитель дирекции корпоративного бизнеса Росбанка
Вступительное слово
Рынок «устойчивого финансирования» в России активно развивался в 2018–2022 годах. Один только выпуск зеленых облигаций города Москвы в мае 2021 года составил 70 млрд рублей. А на глобальном уровне уже в 2020-м объем этого рынка, по данным Bloomberg, превысил $730 млрд.
Облигационные инструменты устойчивого развития являются важнейшим фактором ESG-трансформации экономики, ведь они предоставляют эмитентам возможность привлечь средства на их зеленые и социальные проекты, а также в целом на достижение их стратегических ESG-целей. На сегодняшний день в России уже существуют зеленые и социальные облигации, а также облигации устойчивого развития. Отдельные эмитенты уже выпускают переходные (адаптационные) бонды, входящие в сегмент национальных и адаптационных проектов Мосбиржи. Выпущены российские таксономии зеленых и адаптационных проектов, готовится социальная таксономия.
Развитие рынка ESG-облигаций
Александр Ермак, главный аналитик долговых рынков, БК «РЕГИОН»
Рынок рублевых облигаций: основные показатели 2021 года
В качестве основных тенденций
на первичном рынке корпоративного
долга в 2021 года можно выделить:
• высокую активность эмитентов банковского сектора, лизинговых компаний
и компаний жилищного строительства;
• снижение ставок и увеличение первоначальных объемов размещения выпусков в ходе book-building на фоне дефицита качественных предложений, особенно
во второй половине года;
• расширение спрэдов при первичных
размещениях к собственным вторичным
кривым эмитентов на фоне их компрессии к кривой ОФЗ из-за отставания роста
доходности на вторичном рынке корпоративных облигаций по сравнению с доходностью ОФЗ в первой половине прошлого
года и противоположенные тенденции
во второй половине года на фоне опережающего роста доходности корпоративных облигаций относительно ставок ОФЗ;
• рост активности компаний-дебютантов (ТФН, «Боржоми Финанс», «Селектел», «Аэрофьюэлз», Продовольственная
контрактная корпорация, «М Видео»,
МТС-Банк, «Синара ТМ», «реСтор», «Мэйл.
ру Финанс», «ТАМИ и Ко», СОПФ «Инфраструктурные облигации», Росгеология);
• сохранение тенденции к сокращению
дюрации размещаемых выпусков, начавшейся во второй половине прошлого года;
• сохранение интереса к рублевому
рынку у иностранных эмитентов; новые
выпуски разместили: «Ритейл Бел Финанс» (SPV белорусской группы компаний
«Евроторг» / Eurotorg Holding PLC), планируют: «КФК Финанс», «Алтын Голд Финанс» (Республика Казахстан);
• рост популярности ESG-выпусков:
г. Москва (выпуск на 70(!) млрд руб.), Атомэнергопром, Сбербанк, КАМАЗ, МТС
(социальные), «Синара ТМ»; в 2021 году
на рублевом облигационном рынке обращалось 17 выпусков зеленых и 3 выпуска
социальных облигаций
Развитие рынка ESG-облигаций
Антон Казанцев, специалист отдела международных долговых рынков, ООО «Сбондс.ру»
«Зеленый» дракон: обзор рынка ESG-облигаций в Китае
Одними из главных эмитентов зеленых облигаций в Китае является «Большая четверка» китайских банков. Они выпускают бумаги как в юанях, так и в других валютах, а крупнейшими эмитентами по объему выпущенных зеленых облигаций в Китае в 2021 году являются два китайских банка China Development Bank (CDB) и Industrial and Commercial Bank of China (ICBC). Примечательно, что CDB опережает ICBC в 2 раза, выпустив облигаций на сумму больше, чем $6.3 млрд. Представляется возможным, что программы развития китайских банков будут все чаще включать в себя масштабные ESG-проекты, для финансирования которых ими будут выпускаться зеленые облигации.
Финансирование устойчивого развития: инструменты и практики
Ксения Кузнецова, исполнительный директор, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО); Андрей Войцехович, аналитик, департамент инструментов долгового рынка, Банк ГПБ (АО)
Практические аспекты «переходного» финансирования
Предполагается, что глобальный энергетический переход потребует существенно большего объема именно переходных проектов, нежели зеленых. Например, на мировой энергетический сектор в 2016 году приходилось более 73% антропогенных выбросов парниковых газов. По разным оценкам, в ближайшие 30 лет на процесс мировой декарбонизации должно быть затрачено от $122 до $275 трлн в виде кумулятивных инвестиций. Ожидаемый объем финансирования в виде ESG-облигаций может составить от $26 трлн до $58 трлн к 2050 году от этого объема. Суверенные эмитенты активно финансируют ESG-повестку посредством рынков капитала, их доля на рынке ESG-облигаций (в выборку включаются зеленые, социальные, устойчивого развития, SDG Impact, SLB и переходные облигации) — около 16%, вместе с регионами и муниципалитетами — совокупно 31% обращающихся облигаций в форматах ответственного финансирования.
Примером того, как государство может определять повестку посредством ответственного финансирования с использованием рынков капитала, может стать Правительство Великобритании, которое включило в свою национальную таксономию проекты по производству голубого водорода (получаемого из природного газа) и обеспечило возможность финансирования подобных переходных проектов через выпуски зеленых облигаций. При этом международная практика размещения зеленых облигаций корпоративными эмитентами из углеродоинтенсивных отраслей не получила развития, несмотря на явный интерес с их стороны к сегменту ESG-финансирования, что во многом обусловлено рисками негативного восприятия инвесторами и стейкхолдерами.
Регулирование финансирования устойчивого развития и инфраструктура рынка
Андрей Мурыгин, эксперт в области проектных и структурных облигаций, деривативов и структурного финансирования; Адиля Такташова, эксперт в еврооблигациях и зеленом финансировании
Зеленые и социальные облигации — опыт международных и локальных эмиссий
Нынешнее состояние международных отношений вряд ли позволит российским эмитентам быстро вернуться на европейские облигационные рынки. В этих условиях можно ожидать роста объемов и разнообразия внутренних облигационных выпусков. При этом отечественные эмитенты и организаторы наверняка захотят попробовать выстроить отношения с новыми инвесторами в Азии и на Ближнем Востоке и предложить им облигационный продукт, близкий по структуре и качеству раскрытия информации к еврооблигациям, но при этом выраженный в местных валютах или в рублях и, возможно, в большей степени полагающийся на отечественную инфраструктуру. В России уже был успешный опыт структурирования суверенных еврооблигаций Минфина РФ с использованием инфраструктуры НРД. В данном русле еще до 2022 года начались разработки возможной структуры выпуска «прямых» международных корпоративных облигаций крупными российскими эмитентами, где можно было бы избавиться от иностранной компании эмитента-SPV и некоторых сервис-провайдеров, участие которых может быть заблокировано санкциями.
ESG-рейтинги и верификация
Александр Черных, магистрант, Европейский Университет в Санкт-Петербурге
Оценка экологического фактора в спреде доходности на российском фондовом рынке
В работе проверяется наличие премии за экологический риск на российском фондовом рынке на примере акций и облигаций. Для российских акций конструируется зеленый фактор — доходность портфеля, собранного исходя из экологических характеристик компаний (на основании базы данных MSCI). Кумулятивная доходность зеленого фактора за почти десятилетний период отрицательная, то есть акции менее экологичных компаний показали большую реализованную доходность. На российском рынке фиксированного дохода в течение стабильного периода находятся доказательства того, что наличие у облигации зеленого признака уменьшает ее ожидаемую доходность при прочих равных условиях
Case Study
Екатерина Герус, основатель и главный эксперт, ESG Consulting
Интеграция целей устойчивого развития в деятельность АО «Управляющая компания ТРИНФИКО»
Процессы ESG-трансформации на российском рынке управления активами только начинают формироваться. Как показали результаты апрельского исследования «Эксперт РА», большинство управляющих компаний на финансовом рынке России не имеют стратегии устойчивого развития и экологической политики, при этом большинство из них на практике стараются следовать принципам ESG. В этом плане ESG-трансформация АО «Управляющая компания ТРИНФИКО» — интересный кейс последовательной интеграции принципов устойчивого развития в финансовом секторе России


