в номере:

Россия:

Инструментарий

Тема номера

Татьяна КУЗЬМИНА, советник экономический, Департамент исследований и прогнозирования Банка России

Рынок ПФИ. Итоги года и перспективы

Одним из итогов 2022 года стало нарушение привычного функционирования российского деривативного рынка. Уход нерезидентов, риски заморозки средств и сложности в расчетах в валютах недружественных стран, сопровождавшиеся прекращением работы информационных и торговых систем (в первую очередь Bloomberg Finance L.P. и Reuters/ Refinitiv), привели к существенному снижению ликвидности рынка производных финансовых инструментов и осложнили использование ПФИ для управления рыночными рисками.

Наиболее болезненными испытаниями, которым подвергся рынок ПФИ, явились следующие:

• Резкое сокращение операций нерезидентами и досрочное прекращение сделок оставили российских участников (прежде всего банки) с открытым рыночным риском, так как нерезидентами досрочно прекращались в том числе сделки, которые хеджировали операции банков с клиентами.
• Прекращение доступа к ликвидности международных рынков, позволявшего перераспределять рыночные риски на иностранных участников, существенно сократило возможности российских банков управлять рыночными рисками с помощью деривативов.
• Разрушение платежной инфраструктуры в валютах недружественных стран (риски заморозки средств, нарушение сроков трансграничных платежей и т. д.) осложнило осуществление операций в этих валютах.
• «Отрыв» ценообразования российских товаров от динамики иностранных товарных индексов привело к потере хеджирующего характера сделок товарных ПФИ добывающих и перерабатывающих компаний.
• Прекращение работы информационных и торговых систем в России (прежде всего Bloomberg Finance L.P. и Reuters/ Refinitiv) лишило доступа широкого круга участников к данным по рынку ПФИ и нарушило налаженные бизнес-процессы.