в номере:

Россия:

Содержание

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

100 ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ РЫНКА

В 2006 году Жак Дер Мегредичян, управляющий директор «Тройки Диалог», в интервью для дебютного выпуска Cbonds Review обещал российскому рынку облигаций через пять лет настоящую революцию. А потом наступил 2008 год, когда новости об очередном дефолте встречались в ленте новостей на сайте Cbonds так же часто, как существенные факты о новой ставке купона на сайте раскрытия информации. Прошло пять лет, а затем еще пять, но революции так и не произошло. Российские инвестбанкиры по-прежнему по мере возможности размещают plain vanilla облигации эмитентов первого эшелона, госбанки по-прежнему сражаются за первые места в рейтингах организаторов, иногда зарабатывая себе убытки, а Москва по-прежнему где-то в конце очереди на получение статуса мирового финансового центра. Все это, согласитесь, довольно грустно… Можно долго рассуждать о недостатках системы, неразвитости институтов, плохом законодательстве, недостаточной конкуренции, скудном инструментарии и низкой ликвидности (чем мы, кстати, и занимались на протяжении 100 выпусков). Но вот что я думаю, глядя на корешки Cbonds Review, первого российского журнала об облигациях: одно несомненное достоинство у российского облигационного рынка все-таки имеется, как бы банально это ни звучало — он у нас не просто был, а есть! «…Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен…» С этим знанием и будем двигаться дальше! И всем тем, кто продолжает сражаться в этой «войне за существование», — следующие 100 номеров посвящаются!


TOP-VIEW

Дэвид МЭТЛОК, директор отдела долгового капитала, Альфа-Банк

Дэвид МЭТЛОК, директор отдела долгового капитала, Альфа-Банк

«Я могу представить, что эмитенты в будущем смогут выпускать облигации без инвестбанков»

В интервью Cbonds Review Дэвид Мэтлок, директор отдела долгового капитала Альфа‑Банка, рассказывает о том, как будет меняться роль банка-посредника на рынке облигаций, почему Альфа-Банк нацелен работать преимущественно с корпоративным сектором, какова ситуация на рынке синдицированного кредитования в России и почему иметь гуманитарное образование сегодня — это преимущество для финансиста.


Мнение

Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист, Евразийский Банк развития

Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист, Евразийский Банк развития

Взгляд в «сакральный год» для бизнеса и рынков

2016 год можно охарактеризовать как год нормализации макроэкономических показателей для России после крайне волатильного 2015 года. Это относится прежде всего к значительной стабилизации обменного курса рубля, которая сопровождалась масштабным замедлением оттока капитала. В 2016 году чистый отток капитала частного сектора снизился в несколько раз по сравнению с показателем в более чем $50 млрд годом ранее. Такого рода нормализация макроэкономики России происходила на фоне растущего числа аномалий в мировой экономике. В 2017 году, который был обозначен российским президентом как год, имеющий «сакральное значение» для российского бизнеса, эти аномалии могут оказать заметное воздействие на развитие экономики России и стран Евразийского региона.


Слово эмитента

Виктор КУЛИКОВ, начальник отдела корпоративного финансирования, ПАО «Транснефть»

Виктор КУЛИКОВ, начальник отдела корпоративного финансирования, ПАО «Транснефть»

«При благоприятной конъюнктуре мы будем готовы повторить успехи 2016 года»

Виктор Куликов, начальник отдела корпоративного финансирования ПАО «Транснефть», рассказал Cbonds Review, зачем компании понадобился столь серьезный заем в рублях, каковы дальнейшие планы по привлечению финансирования на публичном рынке, какие бумаги интересны локальным инвесторам и как обстоят дела в российском нефтяном секторе.


Asset Management

Евгений МАЛЫХИН, директор инвестиционного департамента, УК «Атон-менеджмент»

Евгений МАЛЫХИН, директор инвестиционного департамента, УК «Атон-менеджмент»

«Инвесторов в облигации ждут тяжелые времена»

В интервью Cbonds Review директор инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин рассуждает о том, как изменился российский фондовый рынок за последние 15 лет, почему вероятная отмена санкций — всего лишь один, но не главный драйвер роста российского рынка, какие идеи в облигациях могут оказаться интересными в 2017 году и по какой причине инвесторов в бонды глобально не ждет ничего хорошего в ближайшие годы.


Еврооблигации

Дмитрий ТИХОНОВ, вице-президент, кредитный аналитик, Commerzbank

Дмитрий ТИХОНОВ, вице-президент, кредитный аналитик, Commerzbank

Пять причин, почему стоит инвестировать в еврооблигации российских компаний

Оглядываясь на события последних нескольких лет, когда годовые доходности еврооблигаций российских эмитентов показывали худшие результаты в 2014 году и демонстрировали лучшие показатели в 2015 году, самое время проанализировать, чем эти инструменты могут быть привлекательны для инвесторов в ближайшие 12 месяцев. Год ожидается волатильный, ситуация на рынках будет больше зависеть от внешних факторов, например таких как взаимоотношения с новой администрацией США, возможное ослабление или отмена части санкций, а также решение ФРС по поводу изменения основной ставки. Тем более интересно выделить пять факторов, благодаря которым российские еврооблигации уже сейчас выглядят довольно привлекательно.


Еврооблигации

Павел ГРУДИНКИН, эксперт по международным долговым рынкам, Cbonds

Павел ГРУДИНКИН, эксперт по международным долговым рынкам, Cbonds

Бегство от рисков откладывается

Объем выпуска еврооблигаций в регионе Emerging Markets продолжает расти несмотря на рост доходностей US Treasuries. В январе 2017 года эмитентам из развивающихся рынков удалось привлечь $69.9 млрд, что делает начало 2017 года одним из самых активных периодов на первичном рынке за последние два года. Главным источником неопределенности стало вступление в должность новоизбранного президента США Дональда Трампа. Сложившаяся ситуация вынудила многих эмитентов поторопиться с размещением, при этом высокую активность продемонстрировали и корпоративные, и суверенные заемщики.