в номере:

Россия:

Содержание

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

Антонина Тер-Аствацатурова, главный редактор Cbonds Review

100 ИСТОРИЙ ИЗ ЖИЗНИ РЫНКА

В 2006 году Жак Дер Мегредичян, управляющий директор «Тройки Диалог», в интервью для дебютного выпуска Cbonds Review обещал российскому рынку облигаций через пять лет настоящую революцию. А потом наступил 2008 год, когда новости об очередном дефолте встречались в ленте новостей на сайте Cbonds так же часто, как существенные факты о новой ставке купона на сайте раскрытия информации. Прошло пять лет, а затем еще пять, но революции так и не произошло. Российские инвестбанкиры по-прежнему по мере возможности размещают plain vanilla облигации эмитентов первого эшелона, госбанки по-прежнему сражаются за первые места в рейтингах организаторов, иногда зарабатывая себе убытки, а Москва по-прежнему где-то в конце очереди на получение статуса мирового финансового центра. Все это, согласитесь, довольно грустно… Можно долго рассуждать о недостатках системы, неразвитости институтов, плохом законодательстве, недостаточной конкуренции, скудном инструментарии и низкой ликвидности (чем мы, кстати, и занимались на протяжении 100 выпусков). Но вот что я думаю, глядя на корешки Cbonds Review, первого российского журнала об облигациях: одно несомненное достоинство у российского облигационного рынка все-таки имеется, как бы банально это ни звучало — он у нас не просто был, а есть! «…Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен…» С этим знанием и будем двигаться дальше! И всем тем, кто продолжает сражаться в этой «войне за существование», — следующие 100 номеров посвящаются!


Пульс рынка

Ирина КАЛИНКОВА, обозреватель группы российских облигационных рынков, Cbonds.ru

Ирина КАЛИНКОВА, обозреватель группы российских облигационных рынков, Cbonds.ru

Меньше тратить, больше занимать

После всплеска активности, которая наблюдалась на рынке рублевого долга в конце 2016 года, в январе в первичном сегменте установилось затишье: объем новых размещений корпоративных облигаций российских эмитентов оказался минимальным почти за четыре года. Из-за недостатка предложения размещения эмитентов первого эшелона проходили с высоким спросом со стороны инвесторов. Это оказывало прямое давление на уровни доходностей. Согласно данным индекса IFX-Cbonds, эффективная доходность упала с конца января 2016 года почти на 150 б.п. По мнению аналитиков, дальнейшее снижение инфляции и ключевой ставки позволит сохранить высокий спрос на ОФЗ и корпоративные бумаги со стороны иностранных инвесторов и российских банков. Впрочем, пока ожидания рынка не находят отклика у ЦБ: на первом в этом году заседании регулятор не только сохранил текущий уровень ключевой ставки, но и отметил, что потенциал дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики в первом полугодии 2017 года снизился.


Мнение

Николай КАЩЕЕВ, директор аналитического департамента, Промсвязьбанк

Николай КАЩЕЕВ, директор аналитического департамента, Промсвязьбанк

Шок для системы

Выступая на последнем облигационном конгрессе, организованном Cbonds, я был в некотором смятении: никак не мог поймать нить, за которую можно потянуть, чтобы занавес над будущим приоткрылся и показал хотя бы уголок сцены, но достаточно убедительно. Никак не получалось. В декабре 2016 года мы могли лишь гадать, что на самом деле будет делать г-н Трамп, как будут дальше разворачиваться события на Ближнем Востоке. Оставив в стороне Трампа (если хватит времени, скажу и о нем), я решил сосредоточиться на беспроигрышной болевой точке — Ближнем Востоке.


Мнение

Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист, Евразийский Банк развития

Ярослав ЛИСОВОЛИК, главный экономист, Евразийский Банк развития

Взгляд в «сакральный год» для бизнеса и рынков

2016 год можно охарактеризовать как год нормализации макроэкономических показателей для России после крайне волатильного 2015 года. Это относится прежде всего к значительной стабилизации обменного курса рубля, которая сопровождалась масштабным замедлением оттока капитала. В 2016 году чистый отток капитала частного сектора снизился в несколько раз по сравнению с показателем в более чем $50 млрд годом ранее. Такого рода нормализация макроэкономики России происходила на фоне растущего числа аномалий в мировой экономике. В 2017 году, который был обозначен российским президентом как год, имеющий «сакральное значение» для российского бизнеса, эти аномалии могут оказать заметное воздействие на развитие экономики России и стран Евразийского региона.


Bond Style

Сергей ЛЯЛИН, генеральный директор ГК Cbonds, издатель журнала

Сергей ЛЯЛИН, генеральный директор ГК Cbonds, издатель журнала


Слово эмитента

Сергей СОРОКИН, начальник управления государственного долга Министерства финансов Московской области

Сергей СОРОКИН, начальник управления государственного долга Министерства финансов Московской области

«В 2017 году планируем выпуск, ориентированный на физлиц»

Сергей Сорокин, начальник управления государственного долга Министерства финансов Московской области, объясняет, зачем области понадобился крупный заем в конце 2016 года, почему банкам интересно привлекать депозиты области и как министерство планирует увеличивать число частных инвесторов в своих выпусках.


УРОКИ ИСТОРИИ

Сергей ПАХОМОВ, доктор экономических наук

Сергей ПАХОМОВ, доктор экономических наук

Александр III: консерватор в политике, новатор и государственник в экономике. Часть 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Основные усилия всех министров финансов Александра III были направлены на стабилизацию государственного долга и повышение эффективности его использования для финансирования государственных расходов, направленных на стимулирование экономического развития. Огромные расходы на войну с Турцией 1877–1878 годов и на проведение реформы по отмене крепостного права привели в последние годы царствования Александра II к резкому росту государственного долга и стоимости его обслуживания. К 1880 году расходы по обслуживанию государственного долга России достигли 239 млн руб. в год и составили треть всех госрасходов.