Содержание
Борис Федоров, главный редактор Cbonds Review
Читайте в номере
ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ
Мы теперь живем в эпоху «черных лебедей». Не потому, что мир
стал другим. Меняется многое, но суть остается прежней. Просто
мы с некоторых пор знаем, как называется то, из-за чего размеренное течение жизни вдруг сходит с наезженной колеи. Это «черный
лебедь». Собственно, под определение попадает любое масштабное
событие, которое (а) является неожиданным для большинства наблюдателей, включая тех, что позиционируют себя в качестве «экспертов» и «аналитиков», (б) вызывает значительные последствия
и, наконец, (в) имеет рациональное объяснение после того, как уже
произошло. Впрочем, с тех пор как автор теории «черных лебедей»
Нассим Талеб опубликовал в 2007 году свою эпохальную книгу,
популяция этих пернатых значительно увеличилась. Коронавирус
шагает по земному шару? Типичный «черный лебедь»! Иран и США
на грани военного противостояния из-за убийства генерала? Снова
он! Дроны разбомбили нефтяные объекты саудитов? Узнаём без
грима! В Африке выпал снег? В точку! Живущие в информационном шуме «черные лебеди» мельчают, сбиваются в стаи, кружат
над планетой, разлетаются по отраслевым и региональным гнездам. Массовые беспорядки в Чили. Протесты в Ливане. Противостояние в Гонконге. Правка Конституции в России. You name it.
Вроде неожиданно. Довольно серьезно. Легко объяснимо. Задним
числом. Но как-то не тянет на настоящего «черного лебедя», появления которого мы все на самом деле и боимся.
Сколько таких местечковых «черных лебедей» было на нашем
веку и сколько еще будет. Произойти может все что угодно и где
угодно, это мы знаем точно. Но теперь, когда мы также знаем,
как это «что угодно» называется, неопределенность становится
более ручной, домашней, что ли. Она предстает в образе красивой
гордой птицы.
Борис Федоров,
главный редактор Cbonds Review
Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Звериный инстинкт в ловушке ликвидности
В конце 2019 года S&P 500 штурмовал новые исторические высоты. Тогда это была величина слегка выше 3000 пунктов. Вместе с главным фондовым индексом мира карабкался к вершинам и индекс потребительской уверенности США (по версии Conference Board) — массовых настроений главных потребителей мира. Тогда это было значение свыше 130 пунктов; обе линии росли почти параллельно с 2010 года. С этого времени S&P 500 вырос еще, но потребительская уверенность в США закрепилась возле значения 131 пункт. Есть между двумя индексами и такое различие: если S&P 500 находится на самом высоком в своей истории уровне, то индекс уверенности потребителей не смог преодолеть рекордную величину около 145 пунктов, достигнутую в начале века перед кризисом доткомов. Не хватило animal feeling: рекордные темпы роста фондового рынка, с которым отлично коррелировали в своем оптимизме американские потребители, не смогли придать их настроениям решающего импульса в самый последний момент. Что случилось? Что-то почувствовали?
Мнение
Cbonds.ru
РОК & TALKS: ФИНАНСИСТЫ ЖГУТ ГЛАГОЛОМ
Cbonds Talks — новый формат выступлений перед аудиторией Российского облигационного конгресса, который традиционно проходит в Петербурге в конце каждого года. Впервые формат Cbonds Talks был опробован в рамках конгресса 2018 года, признан успешным и с тех пор стал неотъемлемой частью главного события для отечественных профессионалов рынков капитала. Формат Cbonds Talks вдохновлен успехом всемирно известной конференции TED, но имеет все же ряд собственных нюансов и дополнений.
Тема номера
Cbonds.ru
Еврооблигации Еmerging Мarkets: общая ситуация и точечные истории
В 2019 году Федеральная резервная система США трижды снижала учетную ставку: границы целевого диапазона изменились с 2.25–2.5% до 1.5–1.75%. Доходность 10-летних казначейских облигаций США снизилась за год на 75 б.п. — с 2.75% до 2%. Одновременно на рынке уже обращается на $14 трлн бондов с отрицательной доходностью. Эти условия вызвали ралли на рынке облигаций Еmerging Мarkets (EM). На фоне снижения ставок многие эмитенты воспользовались моментом и разместили новые бумаги.
Тема номера
Мария РАДЧЕНКО и Яков ЯКОВЛЕВ, BCS Global Markets
Еврооблигации EM: прогулка по тонкому льду, или Насколько зеленее трава у соседа?
Еще несколько лет назад основное внимание российских институциональных и розничных инвесторов в облигации было приковано исключительно к российскому рынку, в то время как еврооблигации других развивающихся рынков были скорее экзотикой. Безусловно, отдельные family-офисы были ориентированы на инвестиции в нероссийские бумаги, однако общим трендом увлечение зарубежными евробондами все же не было. Ситуация изменилась пару лет назад, и прежде всего мы связываем это с ростом дефицита бумаг российских эмитентов.
Пульс рынка
Катерина ТУФАНОВА, менеджер проекта Mergers.ru/Слияния и поглощения в России
Сделки M&A в финансовом секторе — 2019
Прошлый год отмечен значительным ростом количества сделок M&A при почти таком же, как и годом ранее, объеме рынка. Всего за год было объявлено о 943 сделках (включая сделки в стадии переговоров и оформления), тогда как в 2018 году мы отметили 824 сделки. Доля сделок с компаниями финансового сектора — банками, НПФ, страховыми и управляющими компаниями — традиционно невелика: она составляет 6.4% от общего количества (60 сделок) и 6.5% от завершенных процессов (36 сделок).


