Мнение
Николай КАЩЕЕВ, начальник Центра анализа и экспертизы, ПСБ
Звериный инстинкт в ловушке ликвидности
В конце 2019 года S&P 500 штурмовал новые исторические высоты. Тогда это была величина слегка выше 3000 пунктов. Вместе с главным фондовым индексом мира карабкался к вершинам и индекс потребительской уверенности США (по версии Conference Board) — массовых настроений главных потребителей мира. Тогда это было значение свыше 130 пунктов; обе линии росли почти параллельно с 2010 года. С этого времени S&P 500 вырос еще, но потребительская уверенность в США закрепилась возле значения 131 пункт. Есть между двумя индексами и такое различие: если S&P 500 находится на самом высоком в своей истории уровне, то индекс уверенности потребителей не смог преодолеть рекордную величину около 145 пунктов, достигнутую в начале века перед кризисом доткомов. Не хватило animal feeling: рекордные темпы роста фондового рынка, с которым отлично коррелировали в своем оптимизме американские потребители, не смогли придать их настроениям решающего импульса в самый последний момент. Что случилось? Что-то почувствовали?
TOP-VIEW
Денис ШУЛАКОВ, первый вице-президент, глава блока рынков капитала, Газпромбанк
«Начинается самая интересная игра, которая переупакует многое из того, что мы сегодня имеем»
В интервью Cbonds Review первый вице-президент и глава блока рынков капитала Газпромбанка Денис Шулаков рассказывает о зернах и всходах «встряски» 2018 года, о страхе из-за беспрецедентно низкого уровня ставок на российском рынке, потенциальном дефиците предложения финансовых инструментов на волне высокого спроса новых инвесторов, решительных шагах на пути превращения России в региональный финансовый центр, а также допускает наступление «эпохи Ренессанса» для рынков капитала.
Тема номера
Александр БУЛГАКОВ, исполнительный директор по рынкам долгового капитала, Райффайзенбанк
Рынки Центральной и Восточной Европы: In Bloom
В начале января сбылась мечта всей моей жизни: я побывал на концерте Nirvana. Но мечты всегда должны оставаться не сбывшимися до конца: Курт Кобейн по понятным причинам в перформансе участия не принял. Однако эмоций, сравнимых с присутствием при живом исполнении песни In Bloom («В расцвете») теми самыми парнями из клипа — победителя MTV Video Music Awards 1993 года, я не испытывал, наверное, с тех самых пор, когда записывал его на VHS кассету поверх второго «Робокопа». Аналогичные, хоть вряд ли столь же яркие, эмоции сейчас могут ежедневно ощущать участники рынка евробондов Центральной и Восточный Европы (ЦВЕ), который в рекордно теплом январе 2020 года расцвел буйным цветом, не дожидаясь весны...
Инструментарий
Алексей ТАРАСОВ, начальник департамента корпоративного бизнеса, Чайна констракшн банк
Перспективы рынка синдицированного кредитования: взгляд китайского банка
За последние несколько лет на российском рынке синдицированных кредитов произошел ряд важных событий. Ключевым для развития рынка стало принятие Закона о синдицированном кредите. Несмотря на то что и ранее достаточно успешно реализовывались сделки по российскому праву, после принятия закона интерес к рынку синдикатов со стороны всех без исключений стейкхолдеров (банки, регуляторы, заемщики, рейтинговые агентства) существенно вырос.
Слово эмитента
Борис БАТИН, сооснователь IDF Eurasia
«В ближайшее время объем инвестиций в финтех вырастет в несколько раз»
Сегодня в России наблюдается устойчивый рост рынка финтех- услуг — по итогам 2020 года Deloitte прогнозирует увеличение его объема до 65 млрд рублей, что превысит показатель 2019 года на 8%. Кроме того, по результатам исследования EY, Россия вышла на третье место в мире по уровню проникновения финтех-услуг с показателем 82%. То есть мы наблюдаем позитивный тренд, при котором глобальный спрос на инновации в сфере финансовых услуг будет только расти — а это именно то, на чем мы специализируемся.
Пульс рынка
Светлана АЩЕПКОВА и Сергей ВОРОНЕНКО, S&P Global Ratings
Как изменения в регулировании отразятся на показателях российских девелоперов?
Недавние изменения в законодательстве предусматривают ограничение использования девелоперами авансовых платежей покупателей жилья для финансирования строительства. Финансирование будет в основном осуществляться путем привлечения кредитов проектного финансирования. Застройщики с более слабыми показателями кредитоспособности и, в частности, с более высокой долговой нагрузкой могут столкнуться со сложностями в выполнении требований регулятора. Как следствие, часть девелоперов будет вынуждена уйти с рынка. Это будет стимулировать увеличение количества сделок по слиянию и поглощению. Запас по увеличению долговой нагрузки для финансирования подобных сделок в рамках текущей рейтинговой категории у рейтингуемых нами компаний ограничен, что повышает значимость проведения ими взвешенной финансовой политики.


