От редакции
Светлана Ерохова, главный редактор Cbonds Review
Родные просторы
На фоне "бурных" политических и экономических событий в стране мы не заметили, как наступило долгожданное лето. А с ним пришла пора отпусков. Как обычно, обсуждая с друзьями, кто куда собрался, я спросила: «Как давно вы путешествовали по России?» И была приятно удивлена: со мной поделились впечатлениями о поездке на Камчатку, показали свои фотографии озера Байкал, похвастались восхождением на Эльбрус (кстати, финансистам тоже есть что рассказать — читайте об их путешествиях на с. 63). Оказывается, многие любят ездить по России, но как-то «не модно» этим гордиться. А зря...
Пульс рынка
Ксения Смирнова, Cbonds
Жребий брошен
В российской экономике продолжается стагнация. Геополитические события усиливают структурные слабости, при этом прежние опоры роста уже не выглядят надежными. Потребительская активность падает под натиском инфляции и низких темпов роста зарплат в прошлом месяце, а крупные компании по-прежнему не готовы существенно наращивать объемы выпуска ценных бумаг. Тем не менее с конца апреля наблюдаются и позитивные изменения: уменьшается отток капитала из страны, промышленность понемногу оживает, а рост национальной валюты вселяет надежду на выздоровление экономики.
Инструментарий
Ирина Велиева, заместитель директора, рейтинги финансовых институтов, Standard & Poor's
Три вызова российской банковской системе
Настроения в банковском секторе были тревожными еще в конце 2013 года. Но вряд ли в тот период кто-то мог предположить, что геополитические риски, связанные с ситуацией в Украине, усилят отток капитала, обернутся для России санкциями, вынудят ЦБ увеличить объемы поддержки валютного рынка и подогреют волатильность на рынке ценных бумаг. Три основных вызова, с которыми банкам придется жить до конца года: замедление экономического роста, изменения в регулировании и давление на пассивную базу (фондирование и капитал).
Инструментарий
Елена Федоткова, управляющий по исследованиям и анализу долговых рынков, Промсвязьбанк
Кто следующий?
Учитывая, что на топ-100 банков приходится более 90% активов российской банковской системы, вполне понятно желание ЦБ сделать систему прозрачнее и снизить возможные риски как для клиентов, так и самих участников рынка. Однако обратной стороной медали становится возникающее напряжение в финансовом секторе, когда действия регулятора затрагивают банки с активами более 30 млрд руб. И хотя после отзыва лицензии у Мастер-Банка в ноябре 2013 года обсуждение проводимой ЦБ компании по «зачистке» банковской системы несколько поутихло, тем не менее она по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Инструментарий
Иван Свитек, председатель правления и управляющий директор банка «Хоум Кредит»
«Продажа банка — выдуманная история. Мы даже не собираемся объединяться с кем-либо»
В интервью Cbonds Review председатель правления и управляющий директор банка «Хоум Кредит» Иван Свитек отмечает, что банк не собирается выходить из тройки лидеров розничных игроков и продавать бизнес, а также рассказывает о том, по каким принципам в период закредитованности россиян «Хоум Кредит» отбирает заемщиков, почему ему не интересны крупные вкладчики, что будет со ставками по кредитам в ближайшие месяцы и чем закончится борьба банков за качественных клиентов — кто на этом поле выиграет, а кто выйдет из системы побежденным.
Инструментарий
Олег Иванов, вице-президент, Ассоциация региональных банков России
День X. Что изменится в банковском законодательстве с 1 июля
1 июля 2014 года начнут действовать самые масштабные за последние 15 лет изменения банковского законодательства, требующие переработки и создания с нуля многих видов гражданско-правовых договоров в сфере банковского кредитования, обеспечения, безналичных расчетов и финансовых рынков. Для того чтобы сохранить лидирующие позиции на рынке, в течение ближайшего полугодия банковское сообщество должно провести ревизию и существенно расширить используемую договорную базу.
Окно в Европу:developed markets
Константин Лысенко, Cbonds
Viva Italia!
Самая длительная рецессия в Италии со времен Второй мировой войны закончилась в четвертом квартале 2013 года, когда впервые с середины 2011 года реальный ВВП вырос на 0.1%, что было воспринято рынком как начало стабилизации итальянской экономики. Долговой рынок намного раньше отреагировал на это постепенным падением процентных ставок, что значительно снизило стоимость рефинансирования государственного долга, одного из крупнейших в Европе.
